Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Аналитика  

16.02.2016 :: Аналитика :: Все, что вы хотели знать о деньгах

С нового учебного года российские школы смогут начать преподавать финансовую грамотность. 16 февраля стартует подготовка тьюторов. Банки.ру ознакомился с одним из учебных пособий, по которым в школах, возможно, будут преподавать курс финграмотности, и расспросил его автора о том, как писалась эта в высшей степени полезная не только для детей, но и для взрослых книга.

Финансово грамотных 10 лет ждут

15 февраля первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк объявила, что российские школы могут приступить к преподаванию финграмотности в 2016—2017 годах. «Примерная программа разработана, она прошла многочисленные экспертизы. В ближайшее время примем решение о включении программы в федеральный реестр. С этого момента любое образовательное учреждение сможет внедрить у себя курс финграмотности, — рассказала Третьяк. — Эти программы рассчитаны на блок знаний в разрезе предметов «обществознание» и специализованных предметов – «право» и «экономика». Но ничто не мешает школам использовать отдельные элементы предлагаемых программ для реализации в разрезе других предметов. Например, выполнять различные задачи на уроках математики – рассчитать, сколько средств получит человек на руки при получения зарплаты, изучив суть налогов».

В Министерстве образования уверены, что проект будет успешен. Минобр, Минфин и ЦБ РФ разработали программу для повышения квалификации и переподготовки учителей. В рамках нее в ближайшее времяначинается подготовка тьюторов, которые призваны обучить преподавателей школ правильно знакомить учеников с финансовой грамотностью.

«Еще в 2015 году было подготовлено 85 учителей – региональных тьюторов, в этом году запланирована подготовка еще сотни таких учителей», — сообщила первый заместитель министра образования и науки.

«Банк России вовлечен в проект по обучению тьюторов. У нас есть центры финансового просвещения, которые также могут быть задействованы, — добавляет первый зампред ЦБ РФ Швецов. — Плюс вебинары, которые мы может проводить для обучения регионов. Мы также готовимся предоставить в общее пользование довольно большую видеобиблиотеку с показательными уроками, ответами на вопросы, которые будут учителям важны перед сдачей переквалификационного экзамена».

Как указал заместитель министра финансов Сергей Сторчак, в 2016—2017 годах Министерство финансов РФ планирует подготовить не менее 13 тыс. специалистов для школ, которые займутся обучением детей финансовой грамотности. Это будут преимущественно педагоги, представляющие российские регионы. В регионах уже стартовал пилотный проект по повышению уровня финансовой грамотности.

У Минфина существует проект, в рамках которого будут созданы федеральные методологические центры повышения квалификации преподавателей вузов и школьных учителей. Цель методологических центров – создание кадрового потенциала в области финансового образования. Они будут образованы на базе экономического факультета МГУ, Финансового университета при Правительстве России и Высшей школы экономики. Деятельность центров будет осуществляться в течение двух лет. После федеральных центров со временем будут созданы региональные, локальные центры. Об этом рассказал журналистам Сторчак.

«В общей сложности в методологических центрах предполагается обучить 500 преподавателей вузов, 2,5 тысячи педагогов школ и учреждений среднего образования и 3,4 тысячи тьюторов. Вся эта работа развернута в регионах», — сообщил он.

Все мероприятия по повышению финансовой грамотности среди населения, по оценкам первого заместителя председателя ЦБ Сергея Швецова, приведут к тому, что в течение 10—15 лет в России «образуется» финансово грамотное, экономически активное население.

«У школ должен быть выбор»

По словам Сергея Швецова, Банк России начал проект по повышению финансовой грамотности много лет назад совместно с Московской биржей, которая профинансировала создание учебников и методических материалов.

«Я считаю, что должна быть конкуренция, в том числе относительно учебников. У школ, у регионов должен быть выбор, — поясняет первый зампред ЦБ. — Подготовка нескольких вариантов учебников позволит школам, которые сами по себе имеют сегодня достаточно большие права формировать учебные планы, выбрать оптимальный для себя набор учебников, специфичных для конкретного региона, для конкретного уровня жизни молодых граждан, которые учатся в школе».

Швецов уверен, что мероприятия по обучению финансовой грамотности должны быть обязательными. «У нас не должно оставаться возможности для части молодого поколения выйти из школы без навыков поиска информации, без понимания основ финансовой грамотности», — убежден он.

Планируется, что изначально финграмотность будут преподавать девятиклассникам в рамках обществознания. Треть часов, выделенных на этот предмет, будет отведена на повышение финграмотности школьников.

«30% для старта проекта — это, безусловно, хорошо, но дальше по мере углубления такого преподавания и анализа тех результатов, которые мы будем получать, нужно будет принимать решение о том, что проект будет двигаться дальше, расширяться на другие классы, не только на девятый», — предполагает Швецов.

«Мы почему девятый класс выбрали? — продолжает первый зампред ЦБ. — Потому что это люди, которые частично идут в десятый класс, но частично идут во взрослую жизнь. Но это не означает, что не надо учить финграмотности студентов. Проект будет расширяться, девятый класс — лишь стартовая точка».

Как объяснила Наталья Третьяк, по закону об образовании учебное заведение само определяет содержание своей образовательной программы. Строит оно ее на основе примерных программ, которые включены в федеральный реестр. Это означает, что школа может «запустить» финграмотность для учеников как в этом учебном году, так в следующем.

Поэтому программа по финансовой грамотности будет включена в федеральный реестр до начала учебного 2016 года.

Полезные истории прочесть вы не хотите ли?

В распоряжении портала Банки.ру оказалось учебное пособие «Основы финансовой грамотности» для девятых классов. По словам участников, задействованных в программе повышения финграмотности, это один из учебников, который может использоваться в школе, однако это совсем не обязательно. Тем не менее данный учебник может стать основой для всех последующих учебников, которые будут использоваться в школах.

«Это не учебник, это учебное пособие. Для нашего закона это разные издания, разные системы их выпуска, — комментирует Третьяк. — Думаю, в итоге речь не будет идти об отдельном учебнике, потому что такой отдельной предметной области, как финансовая грамотность, в учебном плане не существует. Курс финграмотности является составной частью предмета «обществознание».

Сейчас у Минобра есть шесть завершенных линий учебников по обществознанию для старшей школы, но со следующего года перечень будет сформирован заново.

«Мы надеемся, что новые учебники будут учитывать те наработки, которые содержатся в учебном пособии «Основы финансовой грамотности» для девятых классов», — делится Третьяк.

«Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с ними обращаться, — говорится в предисловии учебного пособия. — Многие полагают, что главное — заработать деньги, а уж потратить всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на непредвиденные расходы. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» помогает разобраться, как управлять деньгами — зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Книга рассказывает, как финансовые инструменты могут помочь в той или иной жизненной ситуации».

Свою задачу авторы книги формулируют так: научить читателя критически оценивать финансовые предложения с учетом их преимуществ и недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей.

Учебное пособие «Основы финансовой грамотности» для девятого класса написали Алексей Горяев, преподающий в Российской экономической школе (РЭШ), и Валерий Чумаченко, который более десяти лет работал в ведущих российских и зарубежных финансовых институтах и является экспертом в области wealth management.

Пособие содержит около 270 страниц. Оно одобрено ЦБ РФ и, как указано в самой книге, будет использоваться в школах для изучения предметов «обществознание» и «экономика» и для дополнительных уроков непосредственно по финансовой грамотности. Книга хорошо издана. Ее приятно держать в руках и удобно читать: благодаря крупному шрифту и широким межстрочным интервалам меньше устают глаза. Материал подается с личными примерами (Чулпан Хаматовой, Кости Цзю, Аркадия Воложа и других известных людей), выдержками из истории и интересными кейсами. В учебном пособии даже есть сквозной герой — забавный человечек с непропорционально большой головой, «перетекающей» сразу в туловище. Видимо, голова разрослась от большого количества знаний по финансовой грамотности, которые он получает, перескакивая со страницы на страницу, из главы в главу.

Уже во вступлении учебное пособие призывает читателя задать себе несколько интересных вопросов. Например, «где взять деньги?» и «почему денег все время не хватает?».

В книге девять глав с несколькими подразделами в каждой. Судя по наполнению, учебное пособие по финансовой грамотности может быть полезно не только детям, но также их родителям, бабушкам и дедушкам.

Первая глава, «Личное финансовое планирование», о человеческом капитале, сложности принятия решений, ведении домашней бухгалтерии и непосредственно о составлении финплана. В качестве кейса даже приведен пример, как использовать SWOT-анализ для выбора карьеры.

Вторая глава рассказывает о депозите — его сущности и природе, условиях депозитов, управлении рисками в рамках вклада, а также о том, что такое инфляция и как ее рассчитать. В этой же главе читателя знакомят с банками.

Третья глава повествует о кредитах — их сущности, видах, основных характеристиках, а также учит важным вещам, которые не всегда знают и взрослые заемщики: как уменьшить стоимость кредита, процентную ставку, выплаты и размер комиссий по кредиту.

Четвертая глаза называется «Расчетно-кассовые операции». В ней речь идет о хранении, обмене и переводе денег, дорожных чеках, банковских картах и формах дистанционного банковского обслуживания (ДБО). В отношении ДБО читателя научат защищаться от мошенников при использовании банкомата и интернет-банка.

Пятая глава — «Страхование». Что такое страхование? Чем занимается страховая компания? Кто является участником страхования? От чего страхуются люди? Как использовать страхование жизни в повседневной жизни? Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывает в страховом возмещении? На эти и многие другие вопросы ответит пособие.

В шестой главе рассказывается об инвестициях. Для чего они нужны, что можно инвестировать, кроме денег, как выбрать актив и финансового посредника и каких типичных ошибок стоит опасаться инвестору.

Седьмая глава расскажет читателю о пенсионной системе и пенсиях, включая изменения, которые происходили в государственной пенсионной системе России, ее строении. В этой главе читателя также научат формировать частную пенсию и приумножать пенсионные накопления.

Восьмая глава «раскладывает по полочкам» не самую легкую и приятную для обладателей денег тему — налоги. Начинается глава с риторического вопроса «Зачем нужно платить налоги?», а заканчивается объяснением, в каких случаях надо подавать налоговую декларацию и как взимается имущественный налог.

Последняя, девятая глава названа «Финансовые махинации». Благодаря ей читатели узнают о махинациях с банковскими картами, кредитами и инвестициями, научатся правильно вести себя, если все-таки пришлось стать жертвой мошенников.

«Работа над пособием шла так. Мы сначала сформировали техническое задание для авторов, и здесь я активно участвовал с точки зрения создания структуры самой книги. Авторов выбирали на конкурсной основе, — рассказывает директор СРО «МиР» и руководитель экспертной группы по разработке пособия Андрей Паранич. — А дальше в мои обязанности входили постоянный надзор за работой авторов и корректировка недочетов, так как авторы не являются профессиональными финансистами. Соответственно, была создана экспертная группа, в которую вошло около 40 финансистов, вычитывавших в онлайне рукопись и дававших свои замечания: что соответствует и не соответствует реалиям рынка, закону и прочее».

По словам Паранича, учебники по финграмотности уже прошли своеобразный «тест» — перед публикацией их давали почитать детям и преподавателям. Чтобы юные читатели оценили, насколько понятным и интересным языком написана книга, а педагоги уточнили, удобно ли им работать с таким форматом.

«Несколько региональных школ уже оповестили нас о том, что хотят использовать в учебном процессе наше учебное пособие», — говорит руководитель экспертной группы.

«Наше учебное пособие — не бестселлер о том, как стать миллионером за один день»

Алексей ГОРЯЕВ, профессор, директор программы «Мастер финансов» РЭШ, один из авторов учебного пособия «Основы финансовой грамотности» для девятого класса, рассказал Банки.ру, как шла работа над книгой.

— Это ваша первая подобная большая работа по финансовой грамотности?

-– Нет, мы с Валерием Чумаченко (соавтором книги) написали уже три книги по финансовой грамотности. Первая книга — «Финансовая грамота» — была рассчитана на студентов и взрослых. Вторая — «Финансовая грамота для школьников». Эти две книги, вышедшие в 2009—2010 годах при поддержке Фонда Citi, можно скачать и почитать на нашем портале fgramota.org. Третья наша совместная работа с Валерием — это как раз и есть учебник по финграмотности для школ, выходящий при поддержке Центрального банка.

— Вы писали книгу, исходя из каких-то имеющихся материалов, в том числе методических, или опираясь только на собственный опыт и знания?

— Мы с Валерием Чумаченко занимаемся темой финансовой грамотности с 2008 года. Во всех наших книгах мы в основном опирались на собственный опыт. В нашем авторском тандеме гармонично сочетаются два разных взгляда на личные финансы: у меня он более академический, а у Валерия — со стороны бизнеса. Кроме того, у каждого из нас есть обширный личный опыт использования финансовых инструментов — как положительный, так и отрицательный. Все это мы постарались заложить в учебник.

Конечно, мы изучали и передовой зарубежный опыт, касающийся программ финграмотности. Но все наши книги оригинальные, написанные и выстраданные нами лично от начала до конца. Иностранные учебники переводить без существенной адаптации бесполезно, ведь финансовые системы других стран и исторический опыт тамошнего населения коренным образом отличаются от России.

— Какую цель вы ставили перед собой при написании книги?

— Наша цель в том, чтобы дать читателям абсолютно практичные, приземленные знания, причем в доступной и интересной форме. К сожалению, школьные учебники зачастую написаны сухим, сложным языком, а потому воспринимаются как что-то скучное и абсолютно неинтересное. Мы пытаемся от этого уйти и приводим много историй из жизни, в том числе из других стран. Все наши книги ориентированы на обычных людей, которые не знают мудреных финансовых терминов, но все же хотят в этом разобраться, чтобы решать базовые жизненные вопросы: как лучше заработать деньги, как их лучше потратить или инвестировать.

Развенчивая один из стереотипов, сразу скажу, что наше учебное пособие — это не бестселлер о том, как стать миллионером за один день, а скорее размышления, как защитить и развить то, что у вас уже есть. В частности, поэтому наша книжка начинается с раздела «Человеческий капитал». Собственных денег у девятиклассников практически нет, зато у них есть самое главное — умная голова на плечах, здоровье, красота, у каждого свои таланты, свои компоненты человеческого капитала.

— Считаете ли вы, что финансовая грамотность должна стать в один ряд с другими основными предметами в школах?

— Да, я поддерживаю эту инициативу. Конечно, и математика, и физика, и русский язык, и многие другие предметы очень нужны. Но умение управлять личными финансами не менее важно, чтобы добиться успеха в жизни. Хочется, чтобы у нас в стране было больше состоятельных людей — необязательно миллионеров, но тех, кто твердо стоит на ногах и знает цену деньгам.

— Сколько времени вы писали книгу?

— Написание книжки заняло у нас примерно год. Самым сложным было написать первую книгу. Мы набили много шишек, но зато стали лучше понимать, какие идеи хотим донести читателю и каким образом.

— Чем ваше новое учебное пособие отличается от двух первых книг?

— В своей новой книге мы уделяем больше внимания отработке навыка принятия решений. Как и прежде, мы разбираем, как работают те или иные финансовые инструменты, их плюсы и минусы. Но знания кредитов, депозитов, акций и тому подобного недостаточно, чтобы быть финансово грамотным. Финансовые инструменты постоянно меняются, поэтому главное — в принципе понимать, как формулировать свои цели, искать информацию, сравнивать альтернативы. Ну и конечно, высший уровень мастерства — когда человек четко понимает свои цели, будь то защита от рисков или накопление на пенсию, и осознанно принимает решения по тем или иным инструментам, встраивая их в личный финансовый план.

— Ваша книга будет распространяться в школах бесплатно?

— Насколько я понимаю, модель распространения учебного пособие по финансовой грамотности схожа с моделью распространения любых других школьных учебников. Книги будут издаваться, а потом либо сами ученики будут их приобретать, либо непосредственно школы, наполняя учебниками свой библиотечный фонд.

— Ваше пособие сможет приобрести любой человек в книжном магазине?

— Мы надеемся, что книгу сможет приобрести любой человек.

— Какое участие принимало в написании учебника НП «Сапфир»? Оно указано в книге.

— НП «Сапфир» — это наши партнеры, через которых реализуется взаимодействие с Центробанком. Они помогали нам организовывать работу, собирать отзывы экспертов, соответствовать методическим стандартам.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
7332459
2541




© PRO-MEDIA 2008