Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Аналитика  

04.09.2018 :: Аналитика :: Главные ошибки инвестора

Комплекс «я деньги заработал, с какого перепугу я о них должен

заботиться» убил не меньше денег, чем дефолт 1998 года.

Всю суть ошибок инвесторов — как новичков, так и матерых рыночных волков — можно свести к двум тезисам.

Тезис первый. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Лев Толстой, «Анна Каренина»). Типология ошибок достаточно велика. И иногда их хитросплетение само по себе представляет собой своеобразный шедевр. Как кракелюры на полотне эпохи Возрождения. Это не какой-нибудь там файл «пароль от квика.txt» на рабочем столе на семейном компьютере. Это, например, такая комбинация опционов и фьючерсов, при которой запутавшемуся клиенту требуются эксперт биржи и НАУФОР.

Тезис второй. Крупнейшей проблемой в подготовке солдат еще при Суворове было то, что вчерашние крестьяне не знали, что такое «право», а что такое «лево». Им привязывали к одной ноге пук сена, к другой — соломы и поначалу командовали не «левой-правой», а «сено-солома». Так и у многих даже опытных инвесторов проблема в том, что в голове нет ряда элементарных понятий. Например, «рыночный риск», «ликвидность», «качество инструмента», «операционный риск».

Казалось бы, все просто — наберись терпения, смотри, как делают те, у кого получается. Но не все так просто.

Разберем основные группы ошибок.

1. Начнем с простого. Даже не с вешалки, как в театре. В армиях времен Петра Первого и Екатерины Великой с мотивацией рекрутов изучить новые абстрактные понятия «право» и «лево» все было понятно: не хочешь — заставят. А вот инвестору, путающему «удобно» и «надежно», пытаться сразу пояснить, что для него пока подходит уровень «сено-солома», просто вредно для репутации и бренда. Максима «клиент всегда прав» сводится для целого ряда сотрудников даже очень хороших брокеров к тому, что клиент ничего не знает, учиться не хочет, ищет магического рецепта обогащения. То есть, может, и не такого одиозного, как биткоин, но все равно — «удивите меня». Весь этот комплекс ошибочных установок приводит к тому, что клиент нередко покупает нечто «волшебное». Прибыльное для продавца, но не слишком интересное для самого клиента.

И уровень здесь определяется только желанием сохранить или магнетизировать бренд со стороны продавца и уровнем упорства в своей правоте и необразованности со стороны новичка.

2. Второй блок ошибок — клиент неадекватно воспринимает риск. Для большинства даже обеспеченных сограждан, приходящих на рынок, риск — это упадет кирпич на голову или нет. Бывает, менеджер видит, что клиент неадекватен в риске, а сам менеджер устал. И продает клиенту ИСЖ. Там красиво обещаются золотые горы, комиссии, кратно превышающие брокерские. А клиент это воспринимает так: мол, «все равно рисковать».

3. Нет готовности учиться, воспринимать информацию. По разным причинам: «некогда», «я и так во всем разбираюсь», «у меня опыт в медицине 20 лет — уж с фондовым рынком-то справлюсь». Часто клиент пытается свести свое понимание к процентам годовых. И тогда, устав объяснять новые понятия, менеджер с радостью продаст такому клиенту «коробочные структурные продукты» с красивыми именами — Google, Apple. Доходность выражена в процентах годовых. Но часто там настолько непрозрачные и запутанные условия, что клиент принимает на себя, сам того не понимая, риск потери всего вклада. Сюда же можно отнести упорное нежелание читать договоры, сроки расчетов, спецификации фьючерсов и опционов. Тут вспоминается случай, когда советские конструкторы, чтобы методом обратного конструирования скопировать бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, учили английский, переводили измерения и расчеты с метрической системы на фунты, пинты и дюймы. А инвестор часто не готов учить новые слова. На мой взгляд, комплекс «я деньги заработал, с какого перепугу я о них должен заботиться» убил не меньше денег, чем дефолт 1998 года.

4. Клиент не справляется с эмоциями. Чаще всего — с позитивными: когда что-то начинает получаться. Теряет контроль и может совершить необдуманные убыточные операции. Типа «я — супертрейдер, и никто мне не указ».

5. Главный убийца денег. Клиент путает удобство и надежность. Вообще, это тема на несколько книг. Но, если коротко, первые, кто сделал массовое приложение для удобной торговли, — это представители «черного» форекса.

Естественно, когда ты официальный брокер, у тебя остается 1—5% клиентских денег, ты не так скор на новинки по сравнению с черным форексом, который оставляет у себя 100% клиентских денег. Тут, конечно, вопросы и к регулятору, но глобальная путаница в голове клиента относительно понятий «комфорт» и «надежность» сожрала не один миллиард клиентских денег.

Есть и целый ряд других групп ошибок. Это и плата за хорошее отношение, и поиск волшебной таблетки. Я намеренно не упоминаю тезисы про «поймите свои цели», «выберите целевой уровень доходности». В терминах нашей статьи это все равно что рекрута суворовской армии попросить повернуться на 30 градусов влево. Знать цели — важно, но полное понимание приходит тогда, когда понимаешь, каково реальное пространство вариантов. Приходит это чувство где-то через 4—6 месяцев после столкновения с такой реальностью, как рынок. Когда биржа становится не полем чудес, а инструментом, брокер — не таинственным магом, а нормальным партнером по работе. С такими клиентами не просто приятнее работать, они и составляют ядро бизнеса. К сожалению, не все брокеры могут позволить себе ждать, пока клиент вырастет. Соблазн воспользоваться его ошибками очень велик.

Как всего этого избежать?

А. Учиться. 10—20 минут в день. Видеокурсы в такой нарезке доступны практически у всех брокеров. Учить понятия, тренироваться на небольшой сумме. Отрабатывать несколько идей, гипотез.

Б. Создать портфель гособлигаций, который, как хороший автомобиль, будет исправлять ошибки новичка. Еще это помогает воспринимать поначалу брокерский счет как банковский — чисто психологически. Купон по облигациям очень напоминает процент по вкладу.

В. Критически мыслить. Прав тот, кто получил результат. Поэтому можно высказывать любые гипотезы, но они должны быть проверены.

Г. Подобрать стиль работы под себя. Это про темп работы и приемлемый риск.

Новичку тяжело перенести просадку даже 0,5%. А уже через месяц, желая доказать всем, что он прав, человек может потерять и 50% счета. Для новичков я лично советую темп не чаще одной сделки в неделю и риск не более 5% — по основному портфелю. По учебному, вполне естественно, сделки будут производиться чаще.

Д. Выбирать брокера с лицензией БРОКЕРА. Я не оговорился. С лицензией брокера, выданной Банком России. Это убивает 80% проблем.

Легкости вам на денежном пути.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



Алексей Бушуев
заместитель генерального директора ИК «Велес Капитал»



 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11771768
3058




© PRO-MEDIA 2008