Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Аналитика  

26.03.2021 :: Аналитика :: Почему в эпоху пандемии стоит инвестировать в рентные фонды коммерческой недвижимости

Инвестиции в коммерческую недвижимость хорошо показывают себя не только в эпоху кризисов. Здесь не бывает резких обвалов или стремительных взлетов. Но и выйти из них сию минуту тоже не получится.

По данным Global Investment Managers, совокупная стоимость активов недвижимости под управлением 100 крупнейших менеджеров увеличилась в последние годы на 9,1%, составив 3,83 трлн долларов, другие источники оценивают ее в 4,12 трлн долларов. В 2008 году эта цифра составляла 1,2 трлн долларов. Для сравнения: согласно прогнозу МВФ, ВВП России в 2020 году составит 1,46 трлн долларов, а Великобритании — 2,64 трлн долларов.

В России, по оценкам Accent Capital, по итогам первого полугодия активы рыночных ЗПИФов коммерческой недвижимости для неквалифицированных инвесторов выросли на 5 млрд рублей, до 85 млрд. Крупные российские банки и девелоперы активно открывали подобные фонды в прошедшем году. Стоимость чистых активов рыночных ЗПИФов (аналоги REIT) — 23,9 млрд рублей, капитализацию инвестиций в России мы оцениваем в более чем 2,5 трлн рублей.

Российские ЗПИФы недвижимости — это 4% инвестиционных сделок в 2020 году, или около 8 млрд рублей инвестиций из 200 млрд всего инвестиционного объема. При этом такой подход к инвестициям предпочитают пока состоятельные индивидуалы, привлечение массовой розницы с потенциалом выше 2 млн инвесторов — перспектива ближайших лет.

Почему же российские инвесторы начали считать фонды коммерческой недвижимости более привлекательными?

1. Защита от инфляции. Качественно подобранная недвижимость считается надежным инструментом у таких консервативных институтов, как пенсионные фонды и страховые компании. В Западной Европе и США они являются основными владельцами первоклассной коммерческой недвижимости, стабильно приносящей рентный доход. Офисы, торговые центры, промышленные объекты и даже рекламные щиты, больницы и тюрьмы активно используются во всем цивилизованном мире для институционального, коллективного и частного инвестирования.

2. Диверсификация стандартного инвестиционного портфеля. Коммерческая недвижимость обладает рядом особенностей, которые делают ее уникальной, отличной как от корпоративных финансов, так и от ценных бумаг. Например, большая часть коммерческой недвижимости в мире не принадлежит публичным корпорациям, деятельность которых облагается налогом. В основном ею владеют физические лица или учреждения, освобожденные от налогов, или инвестиционные трасты недвижимости (REIT), которые являются публичными и не облагаются налогом на корпоративном уровне.

3. Понятная экономическая природа. Принцип работы фонда легко понять, в отличие от структурированных банковских продуктов, которые сейчас активно продвигаются на фоне падения ставок по депозитам. Фонд приобретает качественно подобранные, действующие и заполненные арендаторами объекты. Интерес пайщика заключается в том, чтобы вкладывать небольшие суммы в объекты институционального качества (класса А), получая доход и при этом не занимаясь управлением недвижимостью.

Как работает ЗПИФ?

Если вы не являетесь квалифицированным инвестором, для вас доступен только один тип фонда — ЗПИФ недвижимости, паи которого не ограничены в обращении. Такой фонд имеет право инвестировать только в действующие, заполненные арендаторами объекты коммерческой недвижимости. Минимальный порог входа для таких фондов установлен на уровне 300 тыс. рублей. По оценкам нашей компании, за последние пять лет количество рыночных ЗПИФов рентной и коммерческой недвижимости (без учета кэптивных фондов) выросло с трех до 17. Таким образом реализуется интерес инвесторов к продуктам с постоянными денежными выплатами как альтернативе депозитам. Именно рентные фонды наиболее близки по риск-профилю и прогнозируемости к инструментам с фиксированной доходностью.

Активы, которые входят в обеспечение фонда, не принадлежат какому-то физическому лицу, таким образом, их нельзя присвоить, утаить или увезти за границу, их существование не зависит от политических и экономических катаклизмов. Фонд зарегистрирован в ЦБ РФ, который ведет тщательный контроль за его деятельностью. Доходы пайщики фонда получают от арендной платы, которую выплачивают арендаторы объектов (торговой, офисной, логистической недвижимости, которая входит в обеспечение фонда).

Доходность коммерческой недвижимости напрямую зависит от арендной платы, арендные платежи индексируются в соответствии с инфляцией в долгосрочном контракте — это основа прогнозируемого роста стоимости и доходности актива. Являясь также защитой от волатильности, долгосрочные арендные контракты, содержащие условия индексации ставок аренды на инфляцию, формируют основу для прогнозирования денежного потока и стоимости актива, противостоя резким колебаниям рынка.

Инвестиции в коммерческую недвижимость означают регулярные и прогнозируемые дивиденды (купонный доход), формируемые за счет арендных платежей, а также постоянный прирост капитала, который происходит за счет индексации ставок аренды. Это хорошая альтернатива акциям и облигациям.

Спасет ли коммерческая недвижимость от экономического кризиса?

Еще один интересный вопрос, который задают себе многие инвесторы, — «Как показывает себя коммерческая недвижимость в кризисные периоды, такие, как сейчас?». Этот сектор сохраняет устойчивость практически всегда. Согласно данным ЦБ РФ, доходность комбинированных ЗПИФов в 2017 году находилась на уровне 12,5%, а по итогам III квартала 2020 года значительно выросла и составила 38,5%. При этом доходность ЗПИФов в целом в 2017 году составила 7,2%, в III квартале 2020 года — 14,8%.

«Звездой» уходящего года, безусловно, стала логистическая недвижимость: склады не закрывались на карантин, более того, интерес к ним неуклонно рос с развитием e-commerce. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2020-го доля российского e-commerce в общем обороте розничной торговли впервые достигла 10,9% (6,1% в 2019-м) и, таким образом, приблизилась к уровню наиболее развитых с точки зрения онлайн-продаж стран, таких как Китай и США, где этот показатель составляет 29,9% и 13,9% соответственно. Торговая недвижимость испытывала это давление еще до пандемии, и теперь она находится в падении.

Если вы не являетесь опытным инвестором и не знакомы с этим сектором, тогда вам лучше выбрать для начала публичные фонды и купить паи — их можно приобрести как на Московской бирже, так и непосредственно в самом фонде.

На что обращать внимание при выборе фонда?

Если инвестор неопытен и впервые заходит в сектор коммерческой недвижимости, тогда ему стоит выбрать фонд, который инвестирует в стиле CORE. Собственно, это единственно возможный путь для неквалифицированных инвесторов. Для них доступны только те фонды, паи которых не ограничены в обращении. Стиль CORE подразумевает инвестиции в действующие объекты класса А, прошедшие государственную регистрацию и заполненные арендаторами. Очень маловероятно, что в этом случае инвестор потеряет свои деньги, но его интерес к прогнозируемым инструментам с фиксированной доходностью будет реализован вполне.

Существуют также стили Opportunistic и Value-Added, которые означают инвестиции в строящиеся объекты или объекты, которые предназначены для реновации или реконцепции. Однако инвестировать в такие объекты через фонды могут только квалифицированные инвесторы, размер инвестиции при этом составляет от 1 млн рублей.

В коммерческой недвижимости также важны такие понятия, как локация и аллокация. Последнее означает регион размещения, важно, чтобы это был крупный город-миллионник. Что касается локации — объекты недвижимости, входящие в фонд, должны размещаться либо в центре города, либо в непосредственной близи от ведущих транспортных артерий.

Особую роль сейчас играет сектор коммерческой недвижимости — какие-то из них стали бенефициарами пандемии, например склады, какие-то, напротив, пострадали, как торговые центры. Нужно внимательно отслеживать аналитику по каждому сектору перед тем, как выбрать фонд.

Качество коммерческой недвижимости. Повторюсь, если вы не опытный инвестор, то вам лучше остановить свой выбор на фондах, которые инвестируют в недвижимость класса А. Помимо этого, значимые факторы — это ликвидность объектов, входящих в фонд, их заполняемость и целевые арендаторы. Важно, чтобы это были крупные российские или международные компании со сроком аренды, который превышает сроки действия фонда.

Какие риски несут пайщики?

Первый и единственный риск — это низкая ликвидность. Если вы зашли в любую инвестицию, связанную с недвижимостью, выйти из нее сию минуту невозможно — начиная от обычной продажи квартиры и заканчивая паем в инвестиционном фонде. Выйти из фонда и получить доходность к погашению можно только при продаже объектов и завершении деятельности фонда, ежеквартально выплачивается только купонная доходность. В среднем фонды коммерческой недвижимости в России действуют до пяти лет. В них отсутствует механизм автоматической пролонгации, и это не совсем удобно, ведь качественная коммерческая недвижимость стоит миллиарды рублей. Когда заканчивается срок действия фонда, такие объекты необходимо продать, и здесь могут возникнуть проблемы, связанные с текущей конъюнктурой рынка или отсутствием покупателей. В этом случае придется провести общее собрание пайщиков для продления жизни фонда, а это трудно сделать, когда их тысячи.

Не стоит также забывать о том, что ЗПИФы коммерческой недвижимости хоть и являются хорошей альтернативой депозитам, но имеют меньшую ликвидность. Стать пайщиком такого фонда можно только при его формировании или проведении допэмиссии, а выйти — только после окончания срока действия фонда. Повысить ликвидность таких фондов могут планы Московской биржи, которая в 2021 году намеревается создать сервис по размещению паев.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



Милена Сбруйкина
директор по маркетингу Accent Capital

banki.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
15869362
137




© PRO-MEDIA 2008