Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Аналитика  

04.08.2021 :: Аналитика :: А будет ли прибылен ваш бизнес?

Перед открытием любого бизнеса у будущего собственника должно быть понимание, что бизнес этот затевается ради денег. Притом от бизнеса получать вы должны в итоге гораздо больше, нежели если бы работали в найме. Иначе все это не имеет смысла и бизнесом не является. Как понять, стоит ли открывать свое дело, рассчитать его реальную доходность и что важно помнить начинающему предпринимателю, рассказал в своей колонке генеральный директор компании FinHelp Павел Вешаев.

С чего начать

Самый первый, точнее, даже нулевой шаг, с которого я рекомендую начать движение в сторону своего бизнеса, — это определиться, чего вы на самом деле хотите. Будет ли то дело, которое вы затеваете, самозанятостью, когда вам просто нужно перекрыть свою зарплату в найме, либо же вы будете строить бизнес, пусть и небольшой. В самозанятости нет ничего плохого, если этот вариант и эти доходы вас устраивают. Важно понимать, что в таком формате вы будете ограничены потолком своего времени, а соответственно, иметь и потолок в деньгах. Вы вполне можете его рассчитать. Например, вы планируете консультировать клиентов. Ваша планируемая стоимость часа — 2 тыс. рублей. При максимальной загрузке вы можете работать в среднем 165 часов в месяц. Это значит, что вы заработаете 330 тыс. рублей. Отсюда вычитаем налоги, затраты на необходимые сервисы/подписки/продвижение и т. д. И получаем ваш максимум, если вы будете работать постоянно. Но вам еще придется решать вопросы с поиском клиентов, продажами, обслуживанием и т. д. В любом случае вы ограничены этой верхней суммой. Ваш единственный выход как самозанятого, чтобы зарабатывать больше, — повышать стоимость часа. Но вы так или иначе будете ограничены. Если же вы решите организовать консалтинговое бюро, это будут уже совсем иные суммы заработка.

Бизнес, даже самый малый, сложнее в реализации и требует иного подхода — к персоналу, финансам, продажам, маркетингу, бизнес-процессам. Готовы ли вы к этому, решите, ответив себе на несколько вопросов. Сможете ли вы эффективно управлять другими людьми, принимать сложные решения и нести за них ответственность, находить деньги, когда они нужны для текущих расходов или развития? Действительно ли вы хотите больше денег и готовы на первых этапах посвящать почти все время своему делу? Если ваши ответы в основном «да», то, возможно, свое дело — это ваш путь.

Алгоритм расчета

Если вы точно решились на создание своего бизнеса, предлагаю дальше двигаться по следующему алгоритму.

1. Продумать концепцию

Еще раз зафиксируйте для себя, что вы затеваете свое дело ради денег. При этом вы от бизнеса должны получать гораздо больше, чем получали бы в найме. Понятно, что не на этапе старта, но с горизонтом в несколько лет.

Кратко сформулируйте концепцию бизнеса — что вы продаете, кто у вас и почему будет это покупать. Оцените предварительно перспективы, посмотрите рынок, конкурентов, посчитайте, какова емкость рынка, какую долю вы можете от нее получать и каков при этом будет ваш личный доход.

Если вы изначально не видите в бизнесе перспектив, если не понимаете, как и за счет чего будет его растить и развивать, то лучше не начинайте эту историю, потому что иначе или бизнес будет неконкурентоспособен, или вы все риски будете оплачивать из своего кармана, или откроете дело и сразу закроете.

2. Рассчитать финмодель

У 99% малых и средних бизнесов в России нет финансовой модели бизнеса. И это удивительно, потому что финмодель для собственника — это одновременно и карта, и компас для движения к собственным целям. Ключевое, что вы должны сделать до открытия бизнеса и привлечения под него любых средств, — это рассчитать финмодель, которая позволит ответить на все ключевые вопросы по деньгам: будет ли бизнес доходным, где вы будете зарабатывать, а на чем терять средства, стоит ли привлекать инвестиции, каких результатов ожидать в случае изменения ситуации. Оцифровка бизнеса с помощью финмодели позволит вам увидеть реальную сводную картину бизнеса, в том числе понять, куда бизнес будет двигаться в шаге 3—5—7 лет.

Где взять финмодель?

1. Найти/купить/скачать готовую.

Этот вариант подходит микробизнесам, у которых нет достаточно средств, чтобы вложиться в разработку финмодели, но есть желание понимать, что происходит с бизнесом в тот или иной момент времени. Если выбираете такой вариант, проверяйте, что за формулы прилагаются в таблицах, смотрите на примеры коэффициентов, оценивайте, актуально ли это для вашей отрасли и вашего бизнеса.

2. Отдать на аутсорс.

Оптимальный вариант, если вы хотите получить качественный работающий на ваш бизнес вариант финмодели. Привлекайте тех специалистов, у которых есть опыт в вашей отрасли и которые во главу угла будут ставить не цифры, а ваш бизнес.

3. Сделать самому.

Самую первую финмодель вы можете рассчитать и сами, а уже потом уточнять и детализировать ее с профессиональными финансистами.

Что должно быть в хорошей финмодели?

Главное в хорошей работающей финмодели — это акцент на бизнесе, бизнес-процессах и нефинансовых показателях, то есть тех, через которые вы как собственник понимаете, что сейчас происходит в вашем бизнесе, оцениваете, какой объем при каких условиях сможете вытянуть. Если в финмодели есть только финансовые показатели (выручка, объем продаж за период и т. д.), то это не даст вам в моменте понимания, как пойдут дела в вашем бизнесе. Загрузка производства, количество смен, доставок, проектов, часов и т. д. — более нужные показатели, чтобы вы через модель увидели и почувствовали свой бизнес, что это реальность, а не абстрактная история.

Минимальная финмодель на старте содержит следующие элементы:

1. Сводный лист с ключевыми выводами и показателями для моделирования.

В нем вы видите общую картину вашего бизнеса при заданных параметрах и в нем можете подвигать цифры, посмотреть, что на что и как влияет.

2. План продаж (и не только в деньгах, но и в штуках и единицах проданной продукции или услуг).

3. План закупки/производства и переменных затрат.

4. Постоянные затраты.

5. Затраты на фонд оплаты труда.

6. БДДС (бюджет движения денежных средств).

7. БДР (бюджет доходов и расходов).

8. План-график инвестиций.

9. Налоговая нагрузка.

В финмодели вы должны оцифровать то, что планируете делать, то есть перевести концепцию и идею в цифры, понять, есть ли там ваша прибыль. Это позволяет заранее скорректировать свои действия. Например, если вы видите, что при таких данных не достигаете прибыли в запланированные сроки, то сразу можете решить, что можете делать по-другому.

Есть вероятность, что когда вы разработаете финмодель, то поймете, что в этот бизнес идти не стоит. И это тоже плюс — так вы сэкономите себе деньги и несколько лет жизни и сможете спокойно искать другие, более выгодные варианты.

3. Протестировать

Когда вы сделали уже все расчеты и убедились в потенциальной прибыльности своего бизнеса, не ныряйте в него с головой, обрубая все концы. Если есть возможность снизить риски и протестировать гипотезы, пока работаете в найме — по вечерам, по ночам, по выходным, — то начните с этого. И только когда гипотезы подтвердятся, когда получите не просто первые, а постоянные, пусть и небольшие доходы, тогда уже уходите в это полностью. Возможно, вам потребуется протестировать не одну гипотезу, и тогда хорошо иметь подстраховку в виде регулярных доходов. Помните, что все ваши первые действия должны идти в сторону продаж и маркетинга — до определенного объема выручки это самое важное, чем стоит заниматься. Не будет продаж, не будет клиентов — и тогда никто не узнает о самом лучшем, вылизанном на 100%, но никому не интересном продукте.

Пять советов начинающему предпринимателю

  1. Если вы можете не открывать свой бизнес — не открывайте. Если понимаете, что в найме можете зарабатывать достаточно или получать желаемый доход на фрилансе, то, возможно, вам и не нужен свой бизнес.
  2. Перед тем как начинать, проконсультируйтесь с людьми с бэкграундом в этой сфере, чтобы обсудить подводные камни, показать свои наработки, получить ценную обратную связь. Не бойтесь, что вашу идею уведут. Бизнес сейчас — это не только и не столько про идею, сколько про действия для ее реализации. Когда кто-то свежим взглядом посмотрит на ваши идеи и даже покритикует их, вы сможете себе сэкономить достаточно седых волос и денег. Простой пример. Клиент пришел с идеями нового бизнеса, начали оцифровывать через финмодель, и стало понятно, что в проекте как-то грустно с деньгами. Крутили через цифры и планы продаж и развернули бизнес в совершенно другую ипостась — и он «взлетел». А если бы реализовывали в изначальном варианте, то получили бы убытки и в итоге закрытый бизнес.
  3. Не бойтесь идти на риск. Первое время новый бизнес — это всегда риск, неопределенность и тестирование гипотез. Без риска бизнеса нет, и если вы к нему не готовы, то бизнес все же не для вас.
  4. Не забывайте о себе. Вы должны получать доход от своего бизнеса, и он должен состоять из трех частей:

· ваша зарплата как руководителя, которую вы бы платили, если бы нанимали сюда человека;

· если обеспечиваете продажи, поддержание технологии, занимаетесь финансами — платите себе за этот функционал, иначе вы искусственно будете повышать доходность своего бизнеса, не учитывая реалий;

· дивиденды, которые накопил бизнес.

Да, в финмодели вы можете получить отрицательный результат с учетом этих затрат, но зато это четко покажет, сколько вы сами инвестируете в проект. И тогда вы пойдете в честную доходность бизнеса, а не будете тешить себя иллюзиями о прибыли, просто не заплатив себе.

5. Будьте готовы к ошибкам. У вас будут ошибки в бизнесе, и это нормально. Ваша задача как собственника — детально разбираться в них и брать из этого уроки на будущее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Павел Вешаев
генеральный директор FinHelp

banki.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
17184849
1582




© PRO-MEDIA 2008