Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Аналитика  

23.09.2021 :: Аналитика :: Как изменился портрет предпринимателя за 30 лет

В течение 30 лет взаимодействия с бизнесом мы наблюдали, как менялись условия его ведения, законодательство, предпринимательская культура, жизненные приоритеты, а вслед за этим и сами предприниматели.

Основываясь на собственных данных статистики и исследованиях из открытых источников, мы проанализировали, как за эти годы изменился портрет успешного предпринимателя. Если в начале 1990-х результаты мог принести «бизнес с наскока», то в третьем десятилетии XXI века это уже не модно и тем более не эффективно. Нынешние предприниматели сильно повзрослели, получили образование, расширили сферы деятельности и делают ставку на создание уникальной компании или продукта.

Такой ретроспективный взгляд поможет ответить на актуальные и сегодня вопросы: можно ли извлечь какую-то пользу из опыта прошлых лет и чего точно лучше не делать «как раньше» бизнесменам нашего времени? Что стоит учесть родителям, которые видят в своих детях предпринимательскую жилку, но, направляя их, все еще руководствуются безнадежно устаревшими бизнес-моделями из своей молодости?

Предприниматель стал старше

По данным Центра содействия молодежному предпринимательству, средний возраст молодого российского предпринимателя сейчас составляет 27 лет. И это вполне объяснимо: из-за колоссального роста конкуренции и технологичности вести бизнес стало не в пример сложнее, чем 30 лет назад. Сейчас необходим сплав особых знаний и жизненного опыта, чего просто не требовалось в 1990-е. Тогда бизнесменами становились вчерашние выпускники школ или студенты, так как заниматься популярной тогда покупкой-продажей мог практически любой.

Знаю, что многие совсем молодые люди сегодня также рвутся в бой, но пусть данные официальной статистики их немного отрезвят: только 5,5% проектов выживают после первого года работы. Опыт наших клиентов показывает, что эффективнее входить в серьезный бизнес, сначала попробовав свои силы в чем-то малом (разработка сайтов, ремонт компьютеров, репетиторство онлайн и др.), не требующем риска и серьезных финансовых затрат. Проверив себя «в деле» с низким порогом входа, в дальнейшем можно будет создавать уже более серьезные предприятия.

Предприниматель стал образованнее

«И швец, и жнец, и на дуде игрец» — вот кем сегодня должен быть успешный предприниматель. Он должен не только хорошо знать специфику своего бизнеса, но и разбираться в финансах, налогах, юриспруденции, а еще постоянно заниматься самообразованием. Желательно, чтобы собственник сам, без помощи бухгалтера, мог как минимум посчитать точку безубыточности своего бизнеса, знать, как вести простейший платежный календарь и как не допустить разрыва ликвидности.

По данным опроса VK Business и ResearchMe, 70% нынешних российских предпринимателей уверены, что для успешного ведения бизнеса необходимо именно высшее образование; многие получили два и более высших образования (их доля составляет 30%). В жестких условиях колоссальной конкуренции необходимо постоянно «прокачивать» себя, только так можно перейти на качественно новый уровень.

Между тем в 1990-х мало кто тратил на это время (специфика бизнеса позволяла зарабатывать без специальных знаний), тем более что и в вузах в принципе не существовало бизнес-специальностей. Они появились в 2000-х и сразу стали очень востребованными. Правда, качество знаний в области финансов и управления оставляло желать лучшего. Прекрасно помню, как к нам обращались наши клиенты — собственники бизнеса с просьбой устроить в банк на стажировку или работу на неполный день своих детей-студентов. И мы охотно это делали, поскольку понимали, что необходимой практики в вузах они не получат точно и к выпуску будут нежизнеспособны для бизнеса. А вот сейчас я советую поступать иначе: пусть молодые люди не распыляются и спокойно доучиваются.

Изменились сферы бизнеса

Еще 30 лет назад основу бизнеса составляли операции купли-продажи. А особо престижным и выгодным товаром были компьютеры и оргтехника, а также популярный «ширпотреб». И если поговорить с любым человеком, так или иначе пытавшимся развивать собственное дело еще в прошлом веке, в 95 случаях из 100 вы услышите, что начинал он именно «с продаж».

Сейчас сфер применения в разы больше, и «купля-продажа» уже далеко не в лидерах. Инновационные разработки, производство, услуги — список обширен. Среди малого и среднего бизнеса, по нашему опыту, топ-3 направлений — это IT, дизайн и сфера общественного питания. Также популярны салоны красоты, фитнес и интернет-торговля.

При этом изменился и подход к конкуренции. Сегодня каждое, даже совсем небольшое предприятие стремится отличаться от конкурентов, иметь свою «фишку». Придумать что-то новое и востребованное, конечно, сложно, но можно. В этом могут помочь, по словам самих предпринимателей, нешаблонное мышление, изучение рынка и понимание того, что именно важно для целевой аудитории. Разумеется, 30 лет назад в такие нюансы не вникали либо о них даже не подозревали.

Изменилась система взаимодействия с банками

Многие из нас помнят, какой была банковская система на заре ее формирования и как воспринимали банки представители бизнеса. В основном они хранили там свои деньги, самые отчаянные обращались за кредитами. Конечно, уже тогда начинали развиваться различные банковские продукты, но воспользоваться ими приходило в голову лишь немногим. Банкирам приходилось не просто создавать и рекламировать продукт, но и разъяснять своим клиентам «что это такое и как это работает» буквально на пальцах.

Сегодня банк — это полноценный бизнес-инструмент, и предприниматели прекрасно знают, как можно и нужно его использовать. Мобильные приложения, карты, кэшбэки, поддержка МСБ (где банк — фактический проводник госпросграмм по льготным кредитам и субсидированным ставкам для малого и среднего бизнеса). Всем этим клиенты банков сейчас активно пользуются.

Такие качественные изменения можно объяснить тремя причинами. Первая из них — развитие самой банковской системы, вторая — повышение финансовой грамотности предпринимателей, третья — смена поколений. Ведь многим нынешним молодым людям культуру общения с банками прививали родители, а старшему поколению из 90-х помочь своим детям было объективно сложнее.

Конечно, портрет предпринимателя изменился, и кардинально, что вполне объяснимо: за 30 лет бизнес и банковская система прошли огромный путь от хаоса до цивилизованного рынка. Но есть и то, что не изменилось: главными качествами предпринимателя всегда были и сейчас остаются способность находить смелые решения, брать на себя ответственность и умение работать с людьми. Это и есть тот самый дух предпринимательства, которому невозможно научить, он просто должен быть. А вот чему научить можно и чего требует время, так это компетентности, эрудиции, жизненного опыта, эмпатии. И еще одно качество, о котором Стив Джобс сказал так: «Я убежден, половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников, — это настойчивость».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



Максим Солнцев
председатель правления СДМ-Банка

banki.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
16975022
2119




© PRO-MEDIA 2008