Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

18.05.2017 :: Технология бизнеса :: Чьи рабочие места захватят роботы? Кто и когда потеряет работу?

Зарубежные эксперты активнее всего обсуждают грядущую роботизацию в двух сферах – логистические услуги и ритейл. Над беспилотными автомобилями работают не только IT-гиганты типа Google и Apple, но и крупнейшие мировые автоконцерны – Toyota, Mercedes-Benz, Chevrolet. А исполнительный директор компании Uber Тревис Каланик регулярно высказывается в духе «стоимость услуги станет намного меньше, если не придется платить еще и тому парню в машине».

В случае с продавцами наиболее реальной угрозой принято считать еще не открытый магазин Amazon – первый в истории человечества полностью автоматизированный супермаркет без продавцов и офлайн-касс. Хотя подобные форматы встречаются уже давно, взять те же терминалы McDonalds, которые вошли в обиход и воспринимаются как обыденность. А в дискаунтерах цифровой техники типа TechnoPoint роль людей уже давно сводится к выдаче товара, там они не оказывают никаких консультационных услуг.

При этом две самые массовые профессии в России: водитель и торговец. Об этом в апреле 2017 года рассказал проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин в рамках прошедшего в ТАСС круглого стола «100 вопросов по профессии». По его словам сейчас на водителей приходится 7% занятых и еще столько же – на специалистов в сфере торговли. По данным Росстата за март 2017 года, численность рабочей силы в стране составляет 76 млн человек, из которых 71,9 млн заняты в экономике. Таким образом, если верить статистике и прогнозам футурологов, в ближайшие годы в России освободятся около 10 млн рабочих мест. Так ли это?

Ритейлеры готовы, покупатели – нет

ритейл

Торговые автоматы стали массовым явлением в Японии

«Российские ритейлеры готовы использовать новые технологии, – говорит руководитель практики Retail рекрутинговой компании Antal Russia Екатерина Синицина. – Они открыты к новому, стараются собирать лучшие практики по всему миру и по возможности применять, готовы идти на эксперименты и инвестировать в новые технологии». Однако происходит этот процесс медленно. И не только потому, что внедрение технологий – процесс долгосрочный и затратный для бизнеса, но и потому, что покупатели не всегда готовы сразу же принять прогресс.

Возьмем для примера магазины сети «Перекресток», где начали устанавливать автоматические кассы самообслуживания, которые работают без продавца: покупатели могут сами сканировать товары и оплачивать их. Однако все равно там стоит человек, который контролирует процесс и помогает покупателям. Многие люди не сразу понимают, как пользоваться новой системой, а некоторые с недоверием относятся к новым технологиям. Замени ритейлеры в одночасье кассы с кассирами на новые технологии, клиенты были бы недовольны таким подходом.

В сегменте люкс-ритейла ставка делается на клиентский сервис и личное взаимодействие с клиентом. Там перспективы отказа от людей-продавцов и вовсе выглядят туманными. Так генеральный директор и совладелец косметической компании Lush Russia Дмитрий Азаров признается, что он морально готов поставить за прилавок робота, но оговаривается – есть продукты, которые не требуют консультации или тестирования и которые легче поручить роботам и вендинговым машинам, такие как вода, конфеты или чай. «В случае косметики Lush мне сложно представить себе такую обезличенную торговлю, потому что общение с покупателем, персональная консультация, возможность потрогать, понюхать товар, изготовленный вручную, нанести его на кожу, массаж рук – все это формирует ту атмосферу, за которой к нам приходят покупатели», – говорит ритейлер.

Косвенно его слова подтверждает консультант департамента «Розничные сети и e-commerce» компании «Агентство Контакт» Анна Иванова, которая уверяет, что единственное направление, готовое к роботизации уже сейчас, – это продуктовая розница. Безналичный способ оплаты и внедрение электронных касс быстрого самообслуживания существенно сокращает количество кассиров в крупных торговых сетях. «Что касается сегментов DIY или fashion-ритейла, роботизированный аналог современного работника магазина вряд ли сможет полностью заменить его, – добавила ее коллега Юлия Алексеева. – Повышение экспертности консультантов, улучшение клиентского сервиса и сугубо индивидуальный подход к каждому клиенту делают здесь человеческий фактор первостепенным».

При этом автоматизация уже влияет на ритейл-бизнес немного с другой стороны. Магазины уходят в интернет и функцию продаж все чаще выполняют не роботы как таковые, а веб-сайт магазина. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то есть ряд компаний, у которых никогда не было и не будет классического магазина с продавцами. И логичнее говорить о том, что продавцов и кассиров заменят не их автоматические версии, а интернет-магазины.

Резюмируя, отметим, что пока автоматизация происходит плавно, массовых увольнений не будет в ближайшие несколько лет ни в мире, ни в России. «На международном рынке роботизация начнет влиять на рынок труда чуть раньше, чем эта тенденция наберет обороты в нашей стране, но это определенно будет длительный процесс, на который потребуется не год и не два, а скорее десятилетие, – прогнозирует Екатерина Синицина. – А массовая замена большинства продавцов роботами произойдет в еще более отдаленной перспективе».

Справятся ли беспилотники с российскими дорогами?

беспилотный автомобиль

Автомобилю, созданному Google, водитель не нужен

Инвестор и партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс опубликовал в декабре 2016 года подробный отчет о состоянии дел в автоиндустрии. По его словам, производители обещают полностью автономные автомобили к 2021 году. Это значит, что автомобильные компании превращаются в транспортные, автомобили станут дата-центрами, а их производители – дата-компаниями, наподобие Google и Facebook. Беспилотные авто будут создавать общий «коллективный разум», обмениваясь полезными данными между собой, с инфраструктурой и с приложениями.

В докладе аналитик рассуждает о том, что переход на электрический и автономный транспорт как минимум повлияет на цены на нефть и уровень смертности (90% аварий случается по вине водителя). Отсутствие аварий в свою очередь отразится на страховщиках, больницах, юристах и загрузке дорог. Доставка товаров подешевеет, а такси заменит личный и общественный транспорт, стимул к развитию получит электроснабжение. Однако он не отвечает на вопрос, чем займутся водители, ставшие пассажирами?

Сейчас водитель грузовика в регионах может получать зарплату среднего уровня, при этом имея только среднее образование и не обладая особыми навыками. Уже становится очевидным, что в будущем весь автотранспорт будет беспилотным. Особенно если речь идет о такси или перевозке грузов, автоматизация в этой отрасли – лишь вопрос времени. Следовательно, массовое сокращение в этом сегменте может привести к взрывному росту безработицы, что в свою очередь запустит очевидные политические механизмы (протесты, митинги). Но, как отмечают футурологи, пока поводов для волнений нет – большинство людей морально не готовы к беспилотным авто, поэтому переход к автономности будет постепенным. Сначала машины будут перенимать на себя отдельные функции – тормозить, парковаться, перестраиваться, наблюдать за этим все равно должен человек. Соответственно и рынок труда будет меняться плавно.

«В ближайшие 5-10 лет мы скорее всего не увидим беспилотные фуры на наших дорогах, – уверен гендиректор сервиса видеоинтервью VCV.ru Арик Ахвердян. – Водители, которым сейчас 45-65 лет, успеют спокойно уйти на пенсию. Более юным придется адаптироваться и менять профессию или, по крайней мере, вектор». Он отметил, что государство, скорее всего, запустит в случае необходимости программы переобучения и поддержки.

Кстати, правительства европейских стран уже готовятся к изменениям на рынке труда. Например, в Германии приняли закон, который гласит, что беспилотные автомобили могут находиться на общественных дорогах при условии того, что за рулем будет водитель, готовый в любой момент взять управление транспортным средством в свои руки. Через два года закон обещают пересмотреть с учетом развития технологий и информации, полученной во время испытаний. Таким образом, в стране на ближайшее время защитили водителей от роста безработицы и одновременно разрешили тестировать беспилотники.

«Я считаю надуманными опасения насчет резкого роста безработицы из-за роботов, – приводит другие, более очевидные причины Арик Ахвердян. – Во-первых, пока что беспилотники обходятся дороже дальнобойщиков. Во-вторых, российская инфраструктура, к сожалению, еще не готова к массовому использованию беспилотных автомобилей».

Мы можем видеть, как роботами постепенно заменяют бухгалтеров и сотрудников колл-центров, но при этом нет резкого увеличения безработицы, поэтому вряд ли отечественной (да и мировой) экономике грозит коллапс из-за автоматизации ритейла и логистики. Это предположение верно и для представителей других профессий: повторим вслед за основателем корпорации кадровых агентств Business Connection Ильгизом Валинуровым, главная угроза вашей карьере – это не роботы или чат-боты. Это другие специалисты из вашей сферы, которые уделяют больше времени развитию навыков. Угроза вашей трудоустроенности – это люди, которые больше вкладывают в себя.



Executive.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
9702963
2845




© PRO-MEDIA 2008