Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

04.08.2017 :: Технология бизнеса :: Налоговое напряжение

Минфин явно не собирается отказываться от своих планов по изменению правил налогообложения. Недавно в Госдуму на обсуждение был отправлен проект основных направлений налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Мы решили разобраться, в чем смысл идей, изложенных в этом проекте, и к чему может привести их реализация.

Осторожный документ

Тема возможных изменений в налоговой политике остается одной из самых горячо обсуждаемых в СМИ последние пару лет. И это не удивительно. Только за прошлый год от чиновников самых разных уровней прозвучало более десятка предложений о введении новых отчислений в бюджет и реформировании системы уже существующих налогов. Причем, некоторые из них были, мягко говоря, странными. Чего стоили только разговоры о налоге на тунеядство и бездетность. Каждое такое заявление вызывало достаточно бурную реакцию в обществе. В результате, после дебатов в прессе и интернете вокруг налогового маневра «22/22» Владимир Путин потребовал прекратить будоражить общественность информацией о непринятых правительством в работу реформах.

По статистике в России относительно высокая собираемость НДС и низкая собираемость налогов на труд

Скорее всего, именно этим объясняется осторожный тон документа, отправленного Минфином в Госдуму. Про налоговый маневр 22/22 – увеличение НДС до 22% и снижение страховых взносов до 22%, в нем говорится, но только в качестве рекомендации. «Интересно, что самую ожидаемую меру – маневр 22/22 – документ Минфина практически не конкретизирует и как бы обходит стороной. В нем лишь говорится о целесообразности повышения НДС за счет снижения страховых взносов. Однако никаких конкретных ставок не приводится. Указывается, что по статистике в России относительно высокая собираемость НДС и низкая собираемость налогов на труд. Предполагается, что такая мера позволит снизить налоговую нагрузку работодателя, что стимулирует обеление заработных плат» - отметила юрист BGP Litigation Екатерина Власова.

Такой сдержанности Минфина есть простое объяснение. Социальный блок правительства крайне негативно настроен к идее снизить страховые взносы. Что не удивительно, поскольку потери Пенсионного фонда от этой меры могут составить около 2 трлн. рублей. Вероятно, поэтому, ведомство Антона Силуанова в тексте документа лишь вкратце и без конкретики коснулось своего, еще недавно самого громкого проекта, а больше внимания уделило фискальной политике государства.

Предсказуемость и нейтральность

Минфином заявлены принципы: предсказуемости фискальных условий - снижения зависимости экономики от динамики цен на энергоресурсы, и принцип фискальной нейтральности - неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Реформы и меры по настройке налоговой системы предполагается законодательно закрепить в 2018 году с тем, чтобы 1 января 2019 года зафиксировать новые стабильные правила на долгосрочный период. Собственно, за исключением названий в этих предложениях нет ничего нового. О необходимости слезть с нефтяной иглы и обеспечить спокойную жизнь добросовестным налогоплательщикам говорится уже не один год.

В 2018 году сбор с акцизов только на табачные изделия должен покрыть все расходы государства на здравоохранение

«Минфин в очередной раз говорит о том, что все изменения в налоговой сфере будут осуществлены в 2018 году. А с 1 января 2019 года страна вступит в более спокойный и стабильный налоговый режим. В принципе, похожие заявления делались и раньше, однако, налоговая система продолжала и продолжает меняться. И даже, если какие-то из предлагавшихся в прошлом изменений не были приняты, сам факт обсуждений негативно влиял на инвестиционный климат. Поэтому, полной уверенности в том, что реформирование налоговой системы на этом закончатся, нет. Скорее всего, время от времени различного рода инициативные группы будут опять вносить какие-либо новые предложения, что будет поддерживать ожидания очередных инноваций» - считает партнер Matrix Capital и профессор Высшей школы экономики, Евгений Гавриленков.

В качестве «пряника» ведомство Антона Силуанова продвигает идею о фискальной нейтральности, то есть неповышении налогов для добросовестных налогоплательщиков. Однако здесь не все так просто. «Следует отметить, что в 2017 году повысился и будет расти дальше уровень налоговой нагрузки и для добросовестных налогоплательщиков. В 2017 г. планируется увеличение поступления ненефтегазовых доходов преимущественно за счет роста акцизов на продукцию, производимую в Российской Федерации» - пояснила Людмила Пронина, доктор экономических наук, государственный советник РФ второго класса и профессор Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

Здесь стоит вспомнить, что по планам того же Минфина акцизы на топливо, алкоголь и табак в ближайшие три года продолжат расти. А это означает, что нагрузка на компании, работающие в этих сферах, будет все равно увеличиваться, вне зависимости от их законопослушности. А это совсем не маленькая часть национального бюджета. Например, известно, что в 2018 году сбор с акцизов только на табачные изделия должен покрыть все расходы государства на здравоохранение. Что касается топливной сферы, то до сих пор не согласован со всеми нефтедобывающими компаниями, в том числе с крупнейшей «Роснефтью», пилотный проект перехода с НДПИ на НДД. При этом сумма льгот, предоставляемых сейчас в рамках старой системы налогообложения, вполне сопоставима с доходом, который Минфин планирует получить в результате обеления бизнеса.

Социальный блок правительства крайне негативно настроен к идее снизить страховые взносы

Впрочем, по мнению экспертов, говорить о перспективах обеления бизнеса в случае принятия проекта Минфина пока рано. «Насколько продуктивны принципы предсказуемости и нейтральности, на практике можно будет судить только по результатам планового периода, но на наш взгляд, планируемые меры в состоянии вывести значительную часть бизнеса и его доходов из тени. Кроме того, создание единого информационного пространства налогового администрирования, его цифровизация и интеграция предполагает не только сбор информации, но и наделение налоговых органов соответствующими рычагами воздействия на налогоплательщиков» - считает Екатерина Власова.

Еще более осторожно высказался Евгений Гавриленков: «Предложения Минфина, судя по всему, действительно представляют собой очередную попытку снизить ставку налогов на труд (и соответственно повысить собираемость, т.е. обелить серый сектор) при возможном увеличении косвенных налогов, конечным плательщиком, которых, по сути, является потребитель. Но пока это только очень общие предложения – более надежно судить о возможном эффекте можно будет только тогда, когда будут озвучены конкретные шаги».

Глобальная цифровизация

Создание Единого информационного пространства налогового администрирования – цифровизация, вторая главная идея Минфина. Предполагается осуществить - полный охват с 1 июля 2018 года всей розницы онлайн-кассами; сведение всей информации о деятельности налогоплательщиков в единую базу; тотальное отслеживание движения товаров; интеграция баз внебюджетных фондов, таможенных и налоговых органов, а также создание федерального регистра сведений о населении. Способы воздействия на налогоплательщиков пока не уточняются. Причем, Минфин признает, что «переход из серой в белую зону может оказаться болезненным в силу повышенной нагрузки прямых налогов на труд». Именно в этой части документа, в качестве смягчения негативных последствий для бизнеса говорится о «возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления – путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов».

Однако, как уже указывалось многими игроками рынка, указанная мера может не смягчить, а, наоборот, усугубить последствия обеления для бизнеса. И не только для мелких и средних, но и для крупных компаний. «Подобная мера не подтолкнет крупный бизнес к обелению зарплат, и даже, наоборот, затормозит развитие экономики страны, так как повышение ставки по НДС в первую очередь коснётся компаний, осуществляющих высокую степень переработки товаров, работающих в сфере новейших технологий, а также оказывающих интеллектуальные услуги» - считает юрист BGP Litigation Денис Савин.

Повышение ставки НДС затормозит развитие экономики страны

Стоит отметить, что большинство опрошенных экспертов к самой идее цифровизации относятся положительно. «На мой взгляд, предполагаемые меры действительно могут привести к выходу части бизнеса из тени. В частности, речь может идти о том, что цифровизация фискального администрирования может увеличить собираемость налогов и при этом снизить административную нагрузку. Да, в определенной степени бизнесу придется заплатить за это. Однако продолжительный эффект от введения данной меры может оказаться позитивным и перекрыть расходы» - отметил Богдан Зварич, аналитик группы компаний «Финам».

Приблизительно так же оценил идею цифровизации Евгений Гавриленков: «Собиратели налогов и платежей будут обмениваться друг с другом информацией. И это нормальный процесс. Пока, правда, не очень понятно, что это будет означать для бизнеса – если увеличится объем посылаемых налоговому ведомству документов, то даже при развитии электронного документооборота, для мелких предприятий это может означать повышение издержек. По крайней мере, на начальном этапе».

Естественно, ведомство Силуанова не могло оставить в стороне самозанятых граждан. Цифровизация, по идее авторов проекта, должна упорядочить налогообложение этой группы населения. «Всего в России насчитывается от 15 до 22 миллионов самозанятых граждан. С 2017 года для тех из них, кто встал на учет в налоговых органах, вступил в силу закон о двухлетних налоговых каникулах. Однако за первые три месяца действия закона в налоговой службе зарегистрировались всего 40 человек» - уточнила Людмила Пронина. По задумке авторов проекта: «По окончанию льготного периода такие граждане смогут самостоятельно определиться с режимом налогообложения их доходов». Чем будет грозить отсутствие регистрации и, как будут выявляться незарегистрированные самозанятые граждане, в документе не говорится.

Льготы под вопросом

Отдельно стоит сказать о еще нескольких предложениях, изложенных в проекте Минфина. Ведомство предлагает ужесточить режим для плательщиков ЕСХН - единого сельхозналога (компаниям с выручкой от 150 млн руб. придется платить НДС), лицам, сдающим недвижимость, используя льготные патенты (число подпадающих под льготу объектов ограничат), и пользующихся освобождением от НДС при продаже металлолома. По мнению большинства опрошенных экспертов, данные новации не принесут положительного результата, и даже могут иметь эффект обратный ожидаемому.

Государство может запустить процесс искусственного укрупнения предприятий

«Ужесточение налоговой политики в сельском хозяйстве направлено против искусственного дробления крупных сельхозпредприятий, что позволяет снижать налоговую нагрузку. Однако для действительно мелких компаний это предложение может стать серьезной проблемой. Если оно будет принято, то, скорее всего, можно будет ожидать не просто обратного процесса «искусственного» укрупнения предприятий, но и ухода из бизнеса действительно мелких хозяйств» - считает Евгений Гавриленков.

Богдан Зварич в свою очередь сказал, что «введение НДС для сельхозпроизводителей негативно отразится на этом секторе экономики и может привести к росту цен на сельхозпродукцию». С этим согласен Денис Савин, который отметил: «Если обязать производителей сельскохозяйственной продукции с выручкой свыше 150 млн руб. платить НДС, налоговая нагрузка увеличивается, что в конечном итоге приведет к росту цен на сельскохозяйственную продукцию. Весь смысл, заложенный в льготные системы налогообложения, потеряется».

Относительно ужесточения патентной системы и отмены льгот на продажу металлолома наиболее полно высказалась Екатерина Власова: «Такая мера только усугубит злоупотребление и уклонение от уплаты налогов. Арендодателю просто станет выгодно скрывать сдачу определенных объектов в аренду. Возложение же на покупателей металлолома обязанности по уплате в бюджет НДС, вероятнее всего, негативно повлияет на отрасль и только даст основу для новых схем ухода от налоговых выплат. Например, соглашения об искусственном занижении цен на товар между продавцом и покупателем, махинаций в отчетности и прочего».

Инвестиционный вычет

Вишенкой на торте в проекте Минфина оказалось предложение предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет (права уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением, созданием или модернизацией объектов). Стоит отметить, что по плану ведомства вычет может составлять 50% от стоимости объекта. Из которых 5% оплачивает федеральный бюджет, а 45% - региональный.

«Эффективность этой меры будет во много зависеть от местных властей – предполагается, что большую часть налогового вычета будут предоставлять местные бюджеты. Судя по всему, окончательное решение о предоставлении или не предоставлении вычета будет приниматься на местном уровне, и тут возможны очень серьезные вариации по регионам. Подобного рода льготы действительно могут как-то поспособствовать улучшению инвестиционного климата, но эта лишь одна из мер, причем не всегда самая важная» - считает Евгений Гавриленков.

Стоит отметить, что это едва ли не единственное предложение в проекте, которое призвано поощрить работу коммерческих структур, а не оценить, посчитать и, в лучшем случае, оставить уровень налоговой нагрузки на прежнем уровне. Понятно, что главная цель, которую преследует Минфин, наполнение бюджета. Однако эта цель в последнее время все чаще стала вступать в противоречие с созданием условий для нормального экономического развития страны. Вполне можно предположить, что в ближайшие три года реализация этого проекта позволит наполнить бюджет, но непонятно откуда ведомство Анатолия Силуанова собирается черпать средства в дальнейшем. Особенно если нефтяные котировки останутся на сегодняшнем уровне.




Сергей Тихонов
Finversia.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
10064784
2203




© PRO-MEDIA 2008