Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

06.02.2018 :: Технология бизнеса :: «Съедобные ложки»: можно ли заработать на безотходной посуде?

В 2016 году молодой предприниматель Вадим Фаттахов загорелся идеей производить съедобные ложки. За 42 дня проведения краудфандинговой кампании ему удалось продать 4 000 необычных «столовых приборов» и заработать более 100 000 руб. Ближайшие конкуренты предпринимателя работают в Китае и Индии. Он же строит планы покорить не только Россию, но и Европу. 

О подростковом бизнесе, поиске уникальной идеи и краудфандинговой кампании Вадим Фаттахов рассказывает в интервью Контур.Журналу.  

Серьезные увлечения

Общий трудовой стаж за мою пока недолгую, 24-летнюю жизнь, уже перевалил за 13 лет. С самого детства, которое прошло в городе Стерлитамаке, я был неусидчивым ребенком, с трудом окончил девять классов и о поступлении в университет даже не думал. Вместо этого я активно развивался в профессиональной и предпринимательской деятельности.

В 11 лет начал подрабатывать в местном мотоклубе, в Стерлитамаке часто проходили мотогонки на льду и по гаревой дорожке. В эти виды спорта я сразу влюбился и твердо решил стать частью комьюнити. В итоге целых три года отработал механиком. В 14 лет мы переехали, посещать клуб стало проблематично, поэтому дальше зарабатывал карманные деньги, рисуя граффити на холстах и в помещениях. В художественную школу я не ходил ни дня, рисовать научился сам: я очень любил трафареты, заготавливал их дома и потом работал по ним.

После окончания 9-го класса передо мной встал вопрос выбора профессии. Еще за два года до этого я принял для себя важное решение, что такие предметы, как физика, алгебра, геометрия и химия, мне точно не пригодятся в жизни, и перестал уделять им должное внимание. В итоге дорога в вуз и колледж с техническими специальностями была для меня закрыта. И я обратил свое внимание на другие доступные программы: бульдозерист, маляр, крановщик, автослесарь и повар-кондитер. Именно последняя на семейном совете была признана самой перспективной. Колледж я окончил в 2013 году с четвертым поварским и третьим кондитерским разрядом. Жизнь повернулась так, что именно в этой сфере я и построил свой бизнес — компанию «Съедобные ложки». Однако на пути к этому проекту я перепробовал себя во множестве других сфер.

После окончания школы, в 2010 году, я перешел на новый уровень и заработал свои первые серьезные деньги — на молодежном фестивале, где мне удалось собрать под одной крышей всех интересных людей своего города: художников, танцоров, музыкантов. Эта инициатива впоследствии переросла в организацию регулярных выставок и ярмарок ручных изделий в Стерлитамаке и соседних городах. В месяц я устраивал по два-три подобных события, суммарно приносивших мне, студенту колледжа, по 30 000 руб. в месяц. В праздничные месяцы мог зарабатывать и до 50 000. Летом мастера разъезжались, и доходы снижались.

Компенсировать сезонность мне помогал второй проект — кинотеатр под открытым небом. Сначала я организовал временный зал, куда приглашал гостей смотреть серьезные философские фильмы. После окончания колледжа, когда у меня освободилось время, решил запустить полноценный кинотеатр, который мог бы работать круглый год. Как раз в тот момент в соседнем городе Ишимбай закрылся единственный кинотеатр. И вот я, 19-летний молодой человек, приехал в администрацию города договариваться о запуске постоянного кинотеатра. Власти были не против, ведь других желающих не появилось.

Однако запуск полноценного кинотеатра было мне не по карману: первоначальные инвестиции обычно составляют десятки миллионов рублей. В итоге я остановился на формате киноклуба: внешне это такой же кинотеатр, те же кресла, большой экран, профессиональный звук, но только без прав на премьеры, в прокат фильмы выходят с опозданием. Запуск киноклуба обошелся мне в 500 000 руб. Примерно 40% я одолжил у родителей, оставшаяся сумма — мои личные сбережения с прошлых проектов. С долгами я рассчитался буквально за три первых месяца работы клуба. А вообще средняя ежемесячная выручка доходила до 200 000, за полтора года мы достигли оборота в 3,5 млн руб.

С чистого листа

Поворотным в моей предпринимательской истории стал 2015 год, когда я понял, что уперся в стеклянный потолок. Многое до этого я делал по наитию, иногда опираясь на собственные знания. Но через полтора года работы этих знаний стало не хватать. Я принял решение пойти учиться в школу бизнеса Like — два месяца в Уфе.

В проект я поступил с двумя бизнес-идеями. Первая — уже работающий на тот момент кинотеатр и мобильный планетарий. В этом надувном куполе можно показывать фильмы про космос для 10-15 детей с обзором в 360 градусов. Планировали ездить по детским садам и школам, показывать специализированные фильмы. В итоге за время учебы, пока все мои сокурсники запускали бизнесы, я закрыл оба проекта. Понял, что все будет заперто в рамках маленького города с довольно консервативным населением. Закрыл я и летний кинотеатр в Стерлитамаке, устав раскачивать этот проект. Потенциал роста у бизнеса был минимальный, а сил и ресурсов уходило много.

В итоге после «перезагрузки» в школе Like я взял длительный отпуск, искал бизнес-идею практически целый год. Что я искал в будущем бизнесе? Во-первых, уникальность. Я должен был делать продукт, неизвестный в России. Во-вторых, медийность. Мне хотелось бы, чтобы о компании с удовольствием рассказывали СМИ. В-третьих, это должен быть «бизнес в кармане», чтобы на любой встрече я мог бы вынуть из кармана продукт и показать его вживую. В-четвертых, небольшой порог входа на рынок и минимальные стартовые инвестиции. И проект «Съедобные ложки», родившийся в августе 2016 года, отвечал всем этим критериям.

Впервые о таком необычном продукте я прочитал в интернете. Стал смотреть, в каких странах и как они применяются, и убедился, что в России подобного еще нет. Зато ближайшие конкуренты есть в Китае, Индии.  

Вкусная посуда

Съедобная ложка — это продукт из натуральных ингредиентов: яйца, муки разных сортов и различных добавок. Нашей ложкой можно есть любую мягкую еду (например, суп или кашу) примерно десять минут, а затем съесть ее саму. Для сладких блюд — йогуртов, сгущенного молока, мягкого пирожного — есть кокосовые, ванильные, ореховые ложки, сверху покрытые глазурью и посыпанные кокосом или орехами. В первой партии были доступны стандартные ложки длиной 16 см и маленькие для детей.

Поиск рецептуры и подходящей формы для выпекания оказались самыми сложными задачами, на решение которых ушло более полугода.

Первоначально за разработку формы взялся знакомый, работавший на авиационном заводе. Я раньше не сталкивался с этой сферой, и нам было сложно найти общий язык. На изготовление первой формы ушло три месяца, но уже после одного запекания стало очевидно, что она нам не подходит. Только в январе 2017 года мы получили второй вариант, который также оказался не без изъянов. Финальную форму, отвечавшую всем нашим требованиям, мы получили только в марте, спустя почти шесть месяцев сотрудничества. Сейчас я понимаю, что более профессиональный специалист без срывов дедлайна мог бы выполнить всю эту работу за полтора-два месяца.

Рецепт ложек рождался долго, методом проб и ошибок: само тесто похоже на песочное, не очень жирное, но и не очень сухое. Ложки должны быть не только красивыми и вкусными, но и прочными, не сыпаться, как хлебцы, через несколько дней.

Оказалось, что найти подходящего технолога в Стерлитамаке практически невозможно: я поднял все связи, обзванивал объявления на Avito, писал в частные кондитерские паблики в социальных сетях. Люди просто отказывались браться за столько нестандартную задачу.

В итоге меня спас мой знакомый из Москвы, Егор Макаров, который к маю прошлого года приготовил мне на пробу первые ложки.

«Съедобные» деньги

На сегодняшний день сумма вложений в бизнес составляет порядка 500 000 руб. Примерно половину этих средств я получил в феврале 2017 года от частного инвестора только на стадии идеи. Остальные деньги — мои собственные сбережения. В ноябре мы также провели краудфандинговую кампанию на Boomstarter. Цель этой инициативы была не просто в сборе денег, а в тестировании потребительского спроса и создании кейса для нашего потенциального инвестора. В итоге за 42 дня мы продали примерно 4 000 ложек на сумму 153 000 руб. До конца года мы успели произвести всю обещанную нашим спонсорам партию, буквально вручную покрывали их глазурью, делали их яркими и необычными.

Примерно половину всех наших краудфандинговых спонсоров составили друзья. Мы пытались продвигать свой товар в социальных сетях, но должного эффекта это не принесло. Когда мы разместились на Boomstarter, про нас написало несколько республиканских изданий, затем информационную волну подхватили профильные паблики в соцсетях. Все это позволило нам получить медийную поддержку региональных и федеральных телеканалов: нас снимали «Вести-Башкортостан» и канал «Россия-1».

Помимо успешной кампании и большого объема проданных ложек порядка 15 человек из разных городов России обратились к нам с предложением продавать съедобные ложки у себя в регионе. Также писали ребята из Украины, Казахстана и даже Бразилии, они готовы были производить ложки на нашем оборудовании и по нашей технологии, но в своих странах. Это натолкнуло меня на идею организовать фрашизу и продавать собственное производство в другие страны.

Если мы продадим за год 10 франшиз даже по минимальной цене, это позволит нам окупить уже вложенные полмиллиона инвестиций, а также вернуть 1,5 млн руб. инвестиций нашего второго инвестора, сделку с которым мы сейчас закрываем. Параллельно мы планируем развивать и розницу, это принесет нам еще 4-5 млн.

Однако заработать быстрые деньги и вернуть вложения не главная моя задача на ближайший год. Сейчас гораздо важнее доупаковать продукт, наладить производство и поработать с себестоимостью ложки. Пока что средняя цена нашей ложки (в ассортименте доступны чесночная, сладкая и глазурованная) находится на уровне 25-30 руб. По моим ощущениям комфортная розничная цена не должна превышать 15.

Нас часто сравнивают с пластиковой ложкой, которой мы всегда будем проигрывать в цене. На мой взгляд, это не совсем корректное сравнение.

Гораздо более близкий нам конкурент — обычный пончик, не имеющий никакой функциональной нагрузки. Он стоит 35-40 руб. при весе в 25-40 грамм. Наша ложка весом в 35 грамм вполне может продаваться по 15 руб.

Новый старт

Под занавес 2017 года в компании произошли кардинальные изменения: я принял решение полностью расстаться со всей командой. В штате работало четыре человека, еще примерно 11 специалистов мы привлекли для организации качественного краудфандинга. Те люди, с которыми работал раньше, свои задачи выполнили, но дальше с ними нам не по пути.

Сейчас передо мной новый горизонт — запуск собственного производства. Я буду искать людей значительно старше и опытнее меня. Именно они помогут моему предприятию вырасти.

Экспериментальное производство «Съедобных ложек» мы сейчас запускаем на одном из кондитерских цехов в Стерлитамаке. Найти партнеров было несложно. Я обзвонил все профильные предприятия и нашел тех, кто готов к экспериментам, приехал к ним с ложками, показал товар, и мы пожали руки. Ложки будут готовиться на нашем оборудовании и по нашей рецептуре профессионалами, у которых мы будем выкупать весь объем и реализовывать его по России.

Сейчас мы привлекаем инвестиции, которые планируем потратить на современное оборудование. Пока среднее время выпекания одной ложки составляет 10 минут, за час мы способны производить объем в 350 ложек на двух печах. В новой печи будут размещаться две формы, работающие автономно. Одновременно в такой печи можно готовить 60 ложек, производительность составит около 1 000 ложек в час.

Наша задача на 2018 год — открыть не менее 10 разных производств в России и выйти в страны СНГ. Наш будущий инвестор живет в Германии, с его помощью мы рассчитываем покорить Европу.

На мой взгляд, каждый успешный предприниматель должен пройти стадию человека-оркестра: одновременно быть и охранником, и уборщиком, и грузчиком, и генеральным директором. Это важный опыт для каждого. К сожалению, многие ребята остаются в этой роли навсегда и никогда не переходят на следующий уровень. Я считаю, что грамотный предприниматель учится делегировать разные обязанности, привлекать в команду сильных специалистов. Современная молодежь боится делать первые шаги, а побеждает тот, кто берет и делает. Я сторонник не теории, а практики. Еще ничего не зная о бизнесе, я был уверен, что сначала нужно изучить азы. Но закопавшись в учебниках, стал сомневаться в правильности своего решения. В итоге — отбросил все и занялся делом. 




 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11263936
383




© PRO-MEDIA 2008