Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

09.03.2018 :: Технология бизнеса :: Как продавать лед в Сибири и зарабатывать на этом

Предприниматель Александр Березин с 2012 года зарабатывает на продаже льда. Его компания сегодня — лидер региона в области изготовления искусственного льда, чьи скульптуры украшают многие мероприятия Новосибирска. Однако путь предпринимателя к успеху гладким точно не назовешь. 

Как не сломаться в сложных обстоятельствах, создать рынок с нуля и продавать снег зимой Александр Березин, основатель компании «Сибирский лед», рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Негладкий лед

Мое детство прошло на Дальнем Востоке. Я родился в Чите, но спустя год родители переехали осваивать Север на Колымскую ГЭС. Здесь я окончил среднюю школу с серебряной медалью и в 16 лет поступил в Новосибирский государственный технический университет на специальность «инженер-программист». Несмотря на то, что вот уже более 20 лет живу и работаю в Новосибирске, Север по-прежнему присутствует в моей жизни, ведь моя компания «Сибирский лед» производит скульптуры изо льда.

До запуска собственного бизнеса, в 2012 году, я долгое время работал в сфере ИТ: программировал базы данных для банков, занимался логистикой, сборкой, розничными и оптовыми продажами компьютеров и оргтехники, заправкой картриджей. Параллельно с основной работой пробовал продавать уцененные ноутбуки из Европы. Этот мой предпринимательский эксперимент просуществовал около полутора лет, а затем плавно сошел на нет, видимо, в силу отсутствия необходимого опыта и дефицита времени.

И вот уже в процессе поиска новой бизнес-идеи я услышал от одного местного скульптора о блочном льде для изготовления ледяных скульптур. Оказалось, что в Москве и Санкт-Петербурге на тот момент это уже была сложившаяся индустрия: ледяные скульптуры с красочной подсветкой становились неотъемлемыми частями корпоративов, частных праздников и городских мероприятий. В Новосибирске же об этом почти никто не знал. Я решил, что это и есть мой «голубой океан».

Правда, гладким назвать старт моего бизнеса нельзя: когда я начал изучать этот вопрос подробнее, выяснилось, что информации по технологиям производства синтетического льда практически не было. Я посмотрел несколько роликов в интернете, но в конечно счете доходить до всего пришлось методом проб и ошибок.

Второй важной проблемой на пути к успеху стала неготовность регионального рынка к нашему продукту. Когда я показывал ледяные скульптуры рекламщикам и маркетологам, те в один голос говорили «Вау», но до реальных заказов дело доходило очень медленно. Согласования проектов занимали огромное количество времени. Поэтому впервые заработать на этом проекте мне удалось только зимой 2012-2013. До этого проект развивался за счет заемных средств — банковского кредита в 250 000 руб., которые я потратил на оборудование и поиск оптимальной технологии производства.

Пока заказы ледяных скульптур шли со скрипом, я искал другие возможности реализации, связанные с искусственным льдом. Так я решил открыть каток с синтетическим покрытием для круглогодичного катания на коньках.

Самым важным вопросом в этом проекте был выбор искусственного льда. Сегодня в мире существует более 50 видов покрытий, большинство из которых представляют собой пластик, политый силиконом. Некачественные панели начинают разъезжаться буквально через несколько месяцев, а это уже вопрос безопасности клиентов. Даже трещина в один миллиметр может стать причиной падения человека, вплоть до получения серьезных травм.

Проанализировав рынок, я отдал предпочтение американскому покрытию «Супер-Глайд», не требующему обработки никакими улучшителями скольжения и способному служить годами без каких-либо изъянов. В прошлом году, в преддверии Олимпийский игр, начались поставки покрытия «Супер-Глайд» в Китай — более 20 катков площадью 600 кв. м, при этом американцы выиграли это право на открытом тендере, участие в котором принимали компании со всего света. В России всесезонных катков на покрытии «Супер-Глайд» всего пять.

Создание катка, пусть даже с искусственным льдом, — дорогостоящий бизнес. И хотя синтетическое покрытие обходится на порядок дешевле и примерно в 100 раз экономичнее в обслуживании крытого катка на холодильных установках, на запуск своего проекта мне потребовалось 5 млн руб. инвестиций. Это были заемные средства и деньги частных инвесторов.

Мой первый каток площадью в 300 кв. м стал единственным местом в Новосибирске, где можно было кататься на коньках круглый год. Однако это предприятие просуществовало всего полгода: пожар уничтожил все здание вместе с катком, оставив меня с огромными долгами и буквально без средств к существованию.

Только через полгода мне удалось найти инвесторов и убедить их запустить второй каток, который успешно проработал 3,5 года в Новосибирске. У нас ежедневно проходили тренировки по фигурному катанию и хоккею, проводились утренники и спортивные корпоративы. Самой большой сложностью с катком был поиск подходящего помещения. Практически везде неотъемлемым элементом конструкции были колонны, располагавшиеся на расстоянии около шести метров, это не очень сочеталось с нашей идеей открытой ледяной площадки. В ассортименте оставались либо ангары на окраине города, либо склады. Подходящий вариант искали «всем миром»: привлекал и друзей, и знакомых, и профессиональных риэлторов.

За 3,5 года нашими клиентами стали примерно 4 000-5 000 человек. Для физических лиц услуги катка были совсем недорогими: средний чек — примерно 200 руб. Параллельно мы зарабатывали на аренде ледовой арены для спорта, корпоративов, детских праздников и квестов, а также на прокате инвентаря. В качестве сопутствующих развлечений у нас работал бильярд, теннис, игровые автоматы и кафе.

Основная сложность этого бизнеса — ярко выраженная сезонность, лето для нас настоящий мертвый сезон. Поэтому я принял решение перевезти арену на юг России, где летом спрос не падает, а, наоборот, вырастает в разы.

Для меня каток — это не только бизнес, это мой вклад в продвижение спортивного образа жизни через создание бюджетных и доступных мест для отдыха и тренировок во всех уголках России.

Ледяной первооткрыватель

Мой основной бизнес — компания «Сибирский лед» — единственный в нашем регионе производитель искусственного льда, который, в отличие от речного, кристально прозрачный и не содержит примесей. Когда мы только выходили на рынок, у людей не возникало мыслей о создании уникальных ледяных скульптур на частные праздники или на корпоративные мероприятия, особенно в летний сезон. Поэтому мы продвигались с помощью почтовой рассылки организаторам свадеб и мероприятий, банкетным залам, ресторанам, давали контекстную рекламу, развивали социальные сети, устраивали промоакции и розыгрыши призов.  

Мы оказываем услуги «под ключ»: изготавливаем лед, делаем из него скульптуры, доставляем их, настраиваем подсветку, а также демонтируем конструкции по окончании их срока службы. Бизнес имеет ярко выраженную сезонность: основной объем заказов мы получаем зимой, пик — это ноябрь-декабрь. В остальное время имеем несколько небольших заказов в месяц. Мы успели поработать уже с 60 клиентами, в числе которых Новосибирский зоопарк, Hyundai, «Новосибирск Экспоцентр», «Автомир», несколько крупных алкогольных брендов.

Кризис сильно не отразился на наших объемах продаж. В силу того, что мы были и остаемся пионерами в нише искусственного льда, мы фактически создавали свой рынок с нуля. Сегодня мы растем примерно на 20-30% в год. Когда-то мы начинали этот бизнес с моим знакомым скульптором, который и рассказал мне о синтетическом льде.

Сегодня в нашем штате уже 15 скульпторов, но объем заказов в пиковые предновогодние месяцы часто бывает таким, что мы едва с ним справляемся.

Даже со стороны конкурентов — частных скульпторов, использующих в своей работе обычный речной лед, — мы не испытываем сильного давления. Желающих во что бы то ни стало иметь на собственном мероприятии ледяную скульптуру хватает на всех. В зимний сезон наш ассортимент расширяется за счет добавления снежных скульптур, цена которых в два-три раза дешевле. Средний чек по компании — 30 000 — 40 000 руб.  

Сейчас мы уже приобрели определенную репутацию на рынке и смогли отказаться от всех неэффективных маркетинговых каналов. Мы используем в основном социальные сети: «ВКонтакте», Instagram, а также мобильное приложение UDS Game — фактически, это оцифрованное сарафанное радио, электронная дисконтная система, контроль и управление бизнесом, продвигающее наши услуги через рекомендации довольных клиентов.

В ближайших планах основательный выход на рынок оформления свадебных церемоний, а также налаживание продаж искусственного льда в регионе круглый год. Сейчас заказчикам из области и соседних городов приходится оплачивать доставку и командировку наших работников. Для оптимизации издержек наших клиентов мы планируем разработать решение для местных скульпторов в межсезонье.

Человек либо учится, либо деградирует

Я уверен, что каждому начинающему предпринимателю, прежде чем браться за реализацию своей гениальной идеи, следует пройти курс финансовой грамотности и получить базовые знания в бухгалтерии. В эпоху интернета сделать это можно быстро и бесплатно. На самом деле в этих вопросах очень много тонкостей, не заметных со стороны. Если бы я в свое время четко понимал, на что обращает внимание банк при выдаче кредита, то смог бы привлечь заемное финансирование и спасти бизнес.

Другая крайность, равно вредная для бизнеса, — дотошное копание и изучение всего и вся. Процесс познания всех аспектов будущего дела может в конечно счете привести к потере энтузиазма и отказу от бизнеса в принципе. Действовать нужно сразу: как известно, если вы не начали действовать в течение трех дней, то уже никогда не начнете. Сразу же начинайте делать шаги к своей цели, а для этого сформулируйте ее, запишите и как можно чаще повторяйте и визуализируйте. Не откладывайте на потом. Пусть это будет даже что-то незначительное. Как говориться, беги к своей цели, не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи, не можешь ползти — тогда хотя бы лежи в направлении своей цели.

Мой первый сгоревший бизнес оставил меня с долгами и ипотекой, а также с одним навсегда выученным уроком: «Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке» (цитата Джона Рокфеллера). Я не застраховал первый каток, начинал заниматься этим вопросом, но отложил его из-за небольших сложностей. В итоге заплатил высокую цену за эту ошибку.

Не тратьтесь на внешние атрибуты успешного бизнеса: крутой офис, дорогие визитки. Некоторые стартаперы спускают весь свой стартовый капитал на необязательные вещи, и в конце концов остаются с пустым карманом. Начать бизнес можно практически с нуля: интернет нам позволяет минимизировать первоначальные вложения. Самое главное — постоянно учитесь, читайте книги по саморазвитию и бизнесу. Человек либо учится, либо деградирует, третьего не дано.





 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11263873
320




© PRO-MEDIA 2008