Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

20.03.2018 :: Технология бизнеса :: Снижение затрат выгоднее повышения продаж! Спорим?

Есть всего несколько вариантов повышения прибыльности. Самый популярный и логичный для многих компаний – это увеличение объемов продаж. Чем больше валовые продажи, тем выше прибыль. Однако если брать в расчет процентное увеличение продаж к росту затрат и прибыльности, цифры не всегда утешающие. Так, придя в начале 2013 года в одну из компаний, наша команда управленцев столкнулась с интересной задачей. Бизнес на протяжении нескольких лет рос иногда в два раза, но при этом рост прибыли был незначительным, а затраты в процентном отношении увеличивались быстрее, чем валовые продажи.

Мы себе поставили задачу – рост прибыли на 15%. Амбициозная задача для компании с десятилетней историей. Сначала мы постарались ее решить за счет повышения наценки и работы с самыми рентабельными клиентами. Результат был, но прибыль увеличилась незначительно. Дальше мы стали делать упор на те филиалы, которые продавали с наибольшей наценкой, и на открытие новых филиалов. Это дало рост валовых продаж, но не давало нужной рентабельности. Прибыль стояла на месте, так как валовый рост одновременно увеличивал затраты.

В итоге мы сконцентрировались на сокращении затрат. Чтобы этот процесс шел безболезненно, мы назвали его «оптимизацией затрат». Параллельно внедряли бюджетирование – прекрасный инструмент, если его грамотно внедрять и правильно с ним работать. К сожалению, в нашей компании в тот период бюджетирование так и не заработало. Но затраты мы сократили, и это дало увеличение прибыли на 91%. Колоссальный результат! Разберемся – почему.

Пример задачи

Если говорить о росте чистой прибыли, то это, как правило, 5-10% от валовых продаж, в некоторых отраслях возможно менее 3%. Что же необходимо делать, чтобы за счет валовых продаж увеличить прибыльность на 15%? Возьмем пример:

  • Валовые продажи компании – 10 млн руб./мес.
  • Маржинальная прибыль 20% – 2 млн руб./мес.
  • Затраты на операционную деятельность – 1,5 млн руб./мес.
  • Чистая прибыль 5% – 500 тыс. руб./мес.
  • Задача: увеличить прибыль на 15%, то есть до 575 тыс. руб./ мес.

Решение первое: невыполнимое

Идеально было бы увеличить валовые продажи на 15%, а наценку оставить на одном уровне. При этом затраты тоже увеличатся на 15%. Тогда:

  • Маржинальная прибыль = (10 млн + 15%) * 20% = 2 300 000 руб./мес.
  • Затраты компании на операционную деятельность: 1,5 млн + 15% = 1 725 000 руб./мес.
  • Чистая прибыль: 2 300 000 – 1 725 000 = 575 000 руб./мес.

Так мы увеличили бы прибыльность за счет увеличения валовых продаж. Но в реальности при увеличении продаж на 15% сложно удержать маржинальную прибыль на одном уровне. Кроме того, затраты не всегда увеличиваются пропорционально увеличению валовых продаж. Потому что нужно добавить дополнительного продавца, увеличить количество филиалов, и так далее. Если этого не делать, то необходимо иметь более высокую конкурентоспособность по цене, или благодаря уникальному торговому преимуществу. Уникальное преимущество при этом еще надо найти, кроме того, конкуренты его могут повторить и непременно это сделают.

Решение второе: невыгодное

Можно добиваться роста продаж за счет снижения цены, но тогда маржинальная прибыль уменьшится. Допустим, мы устроили распродажу и в результате повысили оборот на те же 15%. В итоге мы потеряли 3% маржинальной прибыли, но получили этот результат с прежним составом сотрудников, филиалов и прежним объемом затрат. Тогда:

  • Маржинальная прибыль = (10 млн + 15%) * 17% = 1 995 000 руб./мес.
  • Затраты = 1,5 млн + 0% = 1,5 млн руб./мес.
  • Чистая прибыль = 1 955 000 – 1 500 000 = 455 000 руб./мес.

Прибыль сократилась на 45 000 руб./мес. и составляет уже только 4% от валовых продаж. Это нормальная практика в компаниях, где стараются работать с понижением цен. А сделать отдел продаж, который сможет продать больше на 15% без снижения наценки – достаточно сложная задача: нужно специально обучать продавцов и, возможно, провести целый комплекс мероприятий по реорганизации отдела и подбору новых сотрудников.

В компании, которую я возглавил, было еще хуже: затраты росли вместе с продажами. В некоторые месяцы при росте продаж на 30-40% прибыль сокращалась вдвое. Чтобы прибыль оставалась 575 000 руб./мес. в этом варианте, продажи нужно было поднять до 14 375 000 руб./ мес. (575 000 руб./мес.*100%/4%). А это уже не 15-процентный рост, а целых 43,8%.

Понижение маржинальной прибыли всего на 3% скорее всего не позволяет обеспечить такой рост продаж. Кроме того, опытный руководитель понимает, что такое увеличение продаж гарантирует рост затрат. К тому же оборотных средств может не хватить, придется брать заемные средства под ~2% в месяц – это дополнительное давление на прибыль. Круг замыкается.

Поэтому, когда вам предлагают повысить уровень продаж, быстро забрать рынок у конкурентов, занявшись маркетингом, устроив распродажи и акции, сначала посчитайте прибыль от промомероприятий. Контролируйте прибыль постоянно. Если расчеты показывают, что мероприятия увеличивают прибыль, пользуйтесь этим инструментом. Но после каждого месяца оценивайте реальный эффект: предварительные расчеты могут не оправдаться.

Решение третье: эффективное

Итак, что нужно сделать, чтобы повысить прибыль в нашем примере на 15%, то есть на 75 000 руб./мес.? Нужно сократить затраты на 75 000 руб./мес. Из практики скажу, что в компаниях, где нет серьезного учета и контроля, за сокращение затрат нужно браться сразу. Результаты будут впечатляющими – с ними не сравнится ни одно другое действие, направленное на завоевание рынка – увеличение объемов продаж, открытие новых филиалов и даже новых направлений.

А сократить операционные затраты в нашем примере необходимо всего на 5% (75 000 руб./мес.*100%/ 1 500 000 руб./мес.). И для этого не нужно предпринимать такие же героические усилия, как для поднятия продаж на 15% или, тем более, на 48,3%. Необходимо всего несколько дней поработать с затратами компании и оптимизировать ряд статей операционных расходов. Поверьте, оптимизация позволит их сократить больше, чем на 5%.

Кроме того, если компания торговая, есть еще затраты на оптовую закупку товара, которые превышают 80% от всех затрат за период. А, значит, уменьшение затрат на закупку товара всего на 0,5% может привести к росту прибыли на 10-15%.

Вот реальные цифры из моей практики. Мониторинг поставщиков, переговоры по понижению закупочных цен, улучшению условий поставок, переход на альтернативные товары и выделение группы высокомаржинальных товаров принесло дополнительно 2-5% сокращения затрат. На первый взгляд, немного по сравнению с увеличением валовых продаж на 15%. Но давайте посчитаем:

  • Маржинальная прибыль до сокращения затрат = 10 млн * 20% = 2 млн руб./мес.
  • Чистая прибыль до сокращения затрат на товар – 500 000 руб./мес.
  • Затраты на товар до их сокращения: 10 млн – 2 млн = 8 млн руб./мес.
  • Экономия с учетом сокращения затрат на товар на 2%: 8 млн * 2% = 160 000 руб./мес.
  • Чистая прибыль после сокращения затрат на товар: 500 000 + 160 000 = 660 000 руб./мес.

Это колоссальный эффект: прибыль выросла на 32%. Ответьте сами на вопрос: насколько нужно повысить продажи, чтобы получить такой результат при прочих равных условиях?



E-xecutive.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11148306
258




© PRO-MEDIA 2008