Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

05.06.2018 :: Технология бизнеса :: «Зеленый фитнес»: может ли социальный проект в России быть окупаемым?

В 2015 году Мурат Димитров и Егор Рафиков запустили в Казани бесплатные спортивные тренировки на открытом воздухе. Благодаря поддержке региональных и федеральных властей, а также партнерству с крупными корпорациями им удается проводить более тысячи мероприятий ежегодно. Предприниматели планируют запустить «Зеленый фитнес» по всей России и создать на его базе смежные бизнес-проекты.

Егор Рафиков, один из создателей проекта «Зеленый фитнес», о партнерстве с «Татнефтью», моделях монетизации социального бизнеса и поддержке региональных властей.

Студенческие увлечения

По образованию я инженер-технолог по переработке пластмасс и композитов, а по призванию — специалист по связям с общественностью. Тяга к общественной работе открылась у меня еще в студенчестве. Все пять лет моей учебы в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, куда я поступил в 2011 году, я занимался волонтерством, организацией мероприятий, руководством спортивным клубом. Именно эта часть моей жизни получилась самой запоминающейся и важной в университете.

Стать инженером-технологом я решил из-за своего увлечения химией: в школе я был лучшим в этом предмете, участвовал в олимпиадах, успешно сдал ЕГЭ. Однако почти сразу стало очевидно, что в будущем я на заводе себя не вижу, что профессия меня вообще не вдохновляет. Зато вдохновляет общественная жизнь!

Как общественник, я получал повышенную стипендию, исполнял обязанности атташе иностранных делегаций на всех крупнейших спортивных мероприятиях в Татарстане, прошел первый этап проекта «Кадровый резерв Республики Татарстан», поэтому учеба, пусть и не очень для меня интересная, не сильно тяготила. В 2016 году я поступил в магистратуру Казанского федерального университета по специальности «правовое обеспечение и менеджмент в индустрии спорта». Это образование больше сочеталось с моими интересами и профессиональными амбициями.   

В 2013 году в институте я познакомился с моим будущим бизнес-партнером и ныне руководителем АНО «Корпорация активная молодежи» Муратом Димитровым. У Мурата всегда был интерес к социальным проектам и предпринимательству. За время учебы он успел получить три высших образования: материаловедение, маркетинг и социальное предпринимательство. Мурат по натуре лидер и умелый менеджер, который не боится предпринимать смелые шаги для достижения поставленных целей.

В то время я проводил бесплатные мероприятия для студентов, но идея запуска собственного проекта витала в воздухе. Сначала мы с Муратом решили запустить интернет-студию по дизайну. Профильных компетенций у нас не было, поэтому всю работу выполняли наши партнеры из Новосибирска, а мы искали клиентов, заинтересованных в разработке логотипа, фирменного стиля, визиток и пр. Этот проект просуществовал около четырех месяцев, затем команда распалась, а мы поняли, что это не наш максимум. 

Следующей перспективной, но, к сожалению, нереализованной бизнес-идеей стал сервис дополненной реальности «ARбуз». Мы планировали создать уникальный гид, который бы давал возможность посмотреть на Казань, например, во времена Ивана Грозного или в середине ХХ века. Реализоваться проекту помешали низкая вовлеченность команды. Я не смог собрать людей, готовых серьезно вкладываться в «ARбуз», заниматься сложной физикой, математическими расчетами, программированием, подготовкой контента. В итоге даже альфа-версия продукта не увидела свет.

Спорт для всех

Сейчас наше главное детище — Корпорация активной молодежи и ее флагманский проект «Зеленый Фитнес», социально-спортивное движение, направленное на популяризацию спорта и здорового образа жизни через еженедельные бесплатные мероприятия на общественных пространствах города. Идею развития доступного спорта в парках Мурат привез из Москвы в 2015 году. Он побывал в обновленном Парке Горького, увидел его колоссальную заполняемость, разделение на общественные зоны — для отдыха, спорта, чтения, узнал о проводимых там спортивных мероприятиях.

Три года назад Казань находилась в самом начале этого пути. В 2015 году из Москвы в Казань приехала Наталия Фишман, правая рука руководителя департамента культуры Сергея Капкова, участвовавшая в реконструкции столичного Парка Горького и модернизации многих музейных пространств. На посту помощницы президента республики Татарстан Фишман взялась за модернизацию общественных пространств и, прежде всего, парков Казани.

Именно этим моментом мы и решили воспользоваться: обновленные парки должны были предложить горожанам не только комфортные условия отдыха, но и полезную активность. Так, 19 апреля 2015 года, мы провели первое бесплатное спортивное мероприятие на открытом воздухе, собравшее около 70 участников.

Сразу стало понятно: спрос на подобные услуги есть. Кроме участников наши мероприятия обросли и большим числом зрителей. Постепенно спортивные программы стали регулярными, к ним добавились творческая составляющая, профессиональный ведущий, музыка и аниматоры для детей.

Проект изначально получился некоммерческим: все наши занятия были бесплатными для посетителей — и в этом сразу обнаружилась первая сложность. Никто, например, не соглашался обеспечивать нам музыкальное и техническое сопровождение бесплатно, а у нас, студентов, не было возможности платить. Тогда мы вышли на власти города, обратились за поддержкой в республиканское Министерство по делам молодежи, которое выделило нам небольшой грант на покрытие прямых расходов, и Министерство спорта, организовавшее нам бесплатную техническую поддержку в парках. 

«Зеленый Фитнес» стремительно набирал обороты, за сезон 2015 года нас посетило 6 000 горожан. Мы даже внедрили собственную программу лояльности: определяли самых активных участников наших мероприятий и дарили им подарки. Прямых конкурентов у нас не было. В России есть только один похожий на нас проект — «Здравый смысл», организующий доступные уличные мероприятия для молодежи. Однако ребята работают с узким сегментом, они привязаны к школе или к университету, где можно использовать площадку и инвентарь. Мы работаем буквально в чистом поле, без специального оборудования и электричества, для людей от нуля до 100 лет.

А деньги?

Способов монетизации проекта изначально было три: привлечение государственных грантов, краудфандинг и взаимодействие с крупными компаниями. Краудфандинг для нас получился неэффективным, нам практически ничего не удалось собрать. B2B-путь предполагал разработку коммерческих пакетов сотрудничества и предоставление рекламных возможностей в обмен на покрытие прямых расходов проекта. Первый опыт в корпоративном сотрудничестве у нас появился благодаря поддержке сети AlexFitness, предоставившей профессиональных инструкторов на наши мероприятия в Казани. Мы также выпускали кобрендинговую продукцию: футболки и майки с логотипами.   

В 2016 году «Зеленый Фитнес» получил генеральную поддержку компании «Татнефть» и масштабно запустился в городе Альметьевск с населением более 150 000 человек. По результатам первого пробного сезона мы подготовили презентацию и показали ее «Татнефти», в итоге нашу спортивную программу решили поддержать. За два первых месяца мероприятия «Зеленого фитнеса» собрали аудиторию в 10 000 человек, и инициативу решено было сделать круглогодичной.

Серьезную часть нашего бюджета составляют государственные гранты. Зимой 2017 года мы получили крупный грант на сумму 8 млн руб. от Фонда президентских грантов.

До этого мы много участвовали в конкурсах, но одержать серьезные победы не удавалось, видимо, потому что было недостаточно опыта. Кроме президентского гранта мы получили поддержку от Министерства экономики Республики Татарстан на 400 000 руб., Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на 200 000 руб., грант от «Росмолодежи» для физических лиц на 300 000 руб. Также проект одержал победу в конкурсе «Хочу делать добро» с призовым фондом в 300 000 руб. Эти деньги помогли в прошлом году масштабировать «Зеленый фитнес» на четыре города Республики Татарстан — Казань, Альметьевск, Набережные Челны и Нижнекамск, охватить разовыми акциями небольшие районы республики.

На текущий моменту у проекта уже 100 000 участников и более 618 проведенных мероприятий.

В 2018 году в этих городах пройдет 1066 мероприятий — ежедневные спортивные тренировки в 15 различных направлениях в парках и общественных пространствах города, а также крупные воскресные фестивали с медийными гостями, зонами знакомства, лаундж-зоной, зоной питания и многим другим.  

Этим летом мы планируем продолжить нашу экспансию по городам России. Благодаря поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» мы хотим охватить более 20 населенных пунктов по всей России. Наше преимущество в том, что на реализацию «Зеленого Фитнеса» практически не требуется финансовых вложений. Мы работаем с администрацией города и с локальными волонтерским структурами, даем им информационную поддержку, делимся контентом, встраиваем их в наши сервисы, предоставляем подарки, сувенирку, одежду для инструкторов, а им остается найти тренера и обеспечить музыкальное сопровождение. Конечно, в крупных городах на запуск будут нужны дополнительные вложения, поэтому мы активно занимаемся привлечение коммерческих партнеров.

Радужные перспективы

Сегодня в «Корпорации активной молодежи» работает уже 10 человек, и штат постоянно растет. Мы арендуем небольшой офис в самом центре города в бывшем здании медиахолдинга. Это накладывает свой отпечаток и создает позитивную атмосферу творчества и креатива. В команду мы стараемся брать не только компетентных, но и идейных людей. Сначала использовали свои студенческие контакты, но, когда проект стал стремительно масштабироваться, пришлось задействовать и внешние ресурсы: давали объявления в интернете, в социальных сетях, размещались на HeadHunter. Но отклики нас не всегда радовали. Программисты, например, просили по 70 000 — 100 000 руб. Конечно, мы, как социальный проект, не можем позволить себе такие зарплаты.

Людей на мероприятия «Зеленого Фитнеса» мы собираем всеми доступными способами: через социальные сети, радио, газеты, интернет-порталы и афиши. Недавно мы запустили работу с подростковыми клубами и ветеранскими организациями.

В ближайших планах у нас полноценный запуск на федеральном уровне, и для этого мы сейчас подключаем сервис по организации мероприятий и продаже билетов. В будущем мы планируем развиваться в смежных сегментах. На бесплатных мероприятиях по зеленому фитнесу мы можем искать клиентов для сети фитнес-клубов шаговой доступности по всей стране. Уже сегодня мы тестируем разные коммерческие проекты вокруг «Зеленого фитнеса»: организуем тимбилдинги или платные выступления, открыли свою первую студию фитнеса для девушек ZelFit. Стоимость абонементов начинается от 900 руб. в месяц.

Мой совет начинающим предпринимателям — верить в свою идею и не бояться ответственности. Социальные проекты могут быть окупаемыми: финансирование можно привлечь при грамотной и эффективной работе с государством, корпорациями и краудфандингом. К тому же социальный проект — это прекрасная стартовая площадка для бизнеса в смежных нишах.




 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11605712
189




© PRO-MEDIA 2008