Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

18.12.2018 :: Технология бизнеса :: Как развивать социальный спортивный бизнес в регионе

Сергей Брагин восемь лет работал инженером в Архангельске, прежде чем переехал в Рязань, где решил осуществить свою давнюю мечту — открыл спортивно-акробатический центр с социальным уклоном. Впоследствии его клуб «Акробат» объединился с другим спортивным центром. Почему?

Сергей Брагин рассказал Контур.Журналу, как социальному проекту выжить в условиях высокой конкуренции и что дает участие в программах поддержки предпринимателей.

Жажда перемен

Перед переездом в Рязань я жил в Архангельске, где в 22 года познакомился с капоэйрой, бразильским видом единоборств. В этом виде спорта много акробатических элементов, и для того чтобы их отрабатывать, нужна безопасная комфортная среда. Несколько лет назад в Архангельске было мало залов и площадок, где можно было спокойно заниматься.

Я задумывался о том, чтобы открыть в городе свой спортивно-акробатический клуб — просто зал с мягким полом, о батутах тогда речь не шла. Идею я подсмотрел в Ростове-на-Дону, где есть спортивный центр, в котором бесплатно занимаются люди с проблемами здоровья.

Я хотел создать спортивный клуб с упором на акробатику, еще когда учился на последнем курсе университета на инженерном факультете. Тогда я сам увлекался акробатикой и восхищался своими коллегами, которые удивительно хорошо владели своим телом. Тем не менее после этого я почти восемь лет работал инженером.

С рождением ребенка я понял, что хочу изменить свою жизнь и работать с людьми, а не с машинами. Я читал книги, посещал тренинги и начал вести занятия по капоэйре уже в качестве тренера.

Несколько лет я вынашивал мечту об открытии собственного спортивного центра и в то же время работал механиком, инженером, мастером-приемщиком — ремонтировал и обслуживал автомобили. Получалось, что я обслуживал чужую мечту. Поначалу работа мне нравилась, но позже от монотонной деятельности стало скучно.

С 12 лет я восхищался капоэйрой — бразильским боевым искусством, которое я впервые увидел в фильме «Только сильнейший» с Марком Догаскасом. В Архангельске к тем, кто занимался капоэйрой, относились как к подозрительной секте — мы танцевали, пели на иностранном языке, играли на непривычных музыкальных инструментах. Благодаря капойэре я познакомился с женой и нашел друзей.  

В 2012 году мы с будущей женой переехали в Рязань подальше от холодов за новой жизнью. Нами двигала сильная жажда перемен. Я снова начал работать по специальности и возобновил занятия капойэрой — в то время практически неизвестном в Рязани виде спорта.

Социальная значимость

Шло время, идея оставалась нереализованной и как-то забывалась, и через три года после переезда в Рязань, в 2015 году, мне случайно на глаза попалось объявление о наборе студентов в Школу молодых предпринимателей в рамках федеральной программы «Ты предприниматель». Я подал туда заявку в последний день, и она прошла отборочный тур.

Позже я доработал ее — включил в концепцию спортивного центра батуты и несколько других направлений, подчеркнул социальную значимость проекта. Я защищал заявку с рабочим названием JumpCentre перед жюри по Skype, во время путешествия по югу России, закрывшись на кухне от новых друзей из Волгограда, которые тоже занимались капоэйрой.

С этим проектом я занял первое место среди 28 участников. Благодаря той победе в моей голове закрепилась мысль, что спортивный центр может быть востребован и интересен аудитории, раз его одобрили знающие люди.

Еще год я развивал идею, искал помещение, финансирование, партнеров.

Гранта от программы поддержки предпринимательства мне хватило только на то, чтобы сделать в помещении простой косметический ремонт. На покупку батутов я взял кредит.

В акробатическом центре мы занимались с маленькими детьми, в том числе проводили бесплатные занятия для детей, которые остались без попечительства родителей. Это позволило нам принять участие в конкурсе всероссийского социального предпринимательства. Мы вошли в число 14 победителей из 170 заявок по всей России и получили беспроцентный заём для развития проекта. Также мы получили грант от конкурса поддержки молодых предпринимателей.

В клуб «Акробат» было инвестировано чуть больше 1 млн руб. Мы открывали центр с лета по зиму 2016 года, покупали оборудование, экспериментировали с форматами, добавляли новые направления.

На начальном этапе я все делал сам, позже нанял уборщиков, администраторов, тренеров других направлений. Подобрать хороший персонал было довольно сложно. Оборудовать клуб мне помогали подрядчики, которые специализируются на этой сфере.

Компаний, которые производят батуты, сейчас довольно много, потому что ниша батутных центров активно развивается, но лучше выбирать поставщиков с большим опытом, чтобы избежать рисков и обеспечить максимальную безопасность в зале.

Человеку, далекому от спортивной сферы, будет довольно сложно управлять акробатическим клубом. Конечно, многое можно понять в процессе работы, но нюансы лучше заранее прояснить на консультации со специалистом и запускать проект только с помощью специализированных подрядчиков, которые занимаются оборудованием таких клубов.

Формат и аудитория

У батутных центров определенные требования к помещению: оно должно быть достаточно большим и с высокими потолками. На поиск подходящего помещения в центре я потратил ровно год. Многие варианты возникали слишком далеко от центра и транспортных развязок, другие дорого стоили, какие-то были слишком большими или слишком маленькими. В итоге подходящее помещение я нашел случайно в интернете.

Сейчас в Рязани и в других городах открывается много батутных клубов, и конкуренция в этой сфере достаточно высокая.

Формат акробатического центра довольно трудно развивать, если нет возможности запустить огромный центр с большими вложениями.

Чтобы успешнее конкурировать в своей нише, мы решили объединиться со скалодром-клубом «Геккон», который находится по соседству с «Акробатом». Новый совместный проект мы будем позиционировать как крупный спортивно-развлекательный центр. Это поможет нам открыть новые спортивные и акробатические направления, привлечь еще больше клиентов и снизить издержки.

Наша основная целевая аудитория — дети от 3 до 14 лет, подростки и молодые люди от 14 до 25 лет. Самые популярные направления — трикинг (зрелищный вид спорта на основе боевых искусств, капойэры, брейкданса и других направлений), паркур, фриран, батутный фристайл. Также востребованы акробатика и прыжки на батутах. У молодых людей особенно популярен паркур, потому что в Рязани он мало где представлен.

Для продвижения лучше всего работают соцсети «ВКонтакте» и Instagram, акции и конкурсы, а также наружная реклама. Самая эффективная реклама, которая срабатывает редко, но метко, — это сарафанное радио. Достаточно большую долю в нашем бизнесе занимают развлекательные мероприятия, особенно детские праздники и дни рождения.

Личные трудности

Развивать бизнес часто мешают личные проблемы, когда что-то не получается и руки опускаются. Основные трудности возникают на старте, когда клиентов нет вообще. Конкретного рецепта, как это делать правильно, нет. На мой взгляд, нужно просто пробовать все возможные способы и продолжать делать до тех пор, пока не получится, не останавливаясь.

Во время развития проекта я столкнулся с множеством проблем: моя семья попала в автокатастрофу, а позже заболели жена и сын, я получил травму ноги и почти год проходил реабилитацию. Это мешало мне работать тренером по капоэйре, зато в то время я нашел подходящее помещение для своего будущего клуба, внес за него предоплату за два месяца, привлек инвестора и договорился с ним об условиях предстоящей работы.

К сожалению, внезапно оказалось, что новый партнер, которого я нашел, не сможет профинансировать наш акробатический клуб из-за личных обстоятельств, а оставшихся денег мне хватало только на простой косметический ремонт.

Я проводил дни в больницах, вечерами красил в гипсе стены, делал настил и раздевалки, стелил линолеум. К осени мы доделали раздевалки, покрасили стены, собрали мягкий пол и открыли клуб. Поначалу мне было неловко, что некуда было посадить родителей, которые ждут своих детей.

Сейчас проблемы часто связаны с самыми элементарными вещами. Например, чтобы привезти детей-сирот к себе в клуб и провести с ними занятие, нужно соблюсти очень много договоренностей. У интернатов и детских домов часто нет средств и транспорта, чтобы организованно перевозить группы детей, тем более к их перевозке с точки зрения законодательства предъявляются довольно жесткие требования.

Были моменты, когда я сам выезжал к детям и преподавал капойэру у них, но мое настроение омрачало то, что эти старания никак не оплачиваются, хотя тратится много сил и ресурсов.

Социальный бизнес vs рынок

Юридически этот вид деятельности ничем не отличается от традиционного предпринимательства, хотя и решает часть социальных проблем. Утешает то, что существуют различные формы поддержки социального бизнеса инициативными людьми, которым небезразлична жизнь общества.

От государственных структур тоже можно добиться помощи, но для этого нужно очень стараться и постоянно вкладывать силы в различные конкурсы и программы поддержки.

Если целенаправленно не обращаться за поддержкой для социального предпринимательства, то ее не будет.

В России нет как такового законодательства о социальном предпринимательстве, поэтому муниципальные учреждения и государство в целом не рассматривают социальный бизнес как некоммерческую деятельность.

Говорят, что спорт с детства закаляет характер. Я начал заниматься капойэрой с 22 лет, и, наверное, это на меня повлияло, но вперед меня толкает скорее желание преодолеть все преграды и создать полезный для общества проект.

Бизнес только ради заработка мне изначально неинтересен. Мне важно развивать собственную идею, и я это делаю с помощью венчурных фондов. Их немного, но в них работают компетентные люди, и получить поддержку можно.

Всероссийский конкурс поддержки социальных программ позволил нам получить беспроцентный займ на пять лет и завести полезные знакомства.

Мой проект достаточно сложный. Чтобы его реализовать в полной мере и дать ему долгую жизнь, нужны грандиозные человеческие и финансовые ресурсы. К решению какой-то проблемы нужно подходить комплексно, участие одного человека мало чем поможет. Нужно собирать очень большую команду. При этом много проектов работает и выживает. Для меня это опыт, который показал, что мне есть над чем работать, я ни о чем не жалею. Наше ближайшее будущее — слияние с другим клубом и смена формата на более стабильный.

Основные проблемы — неустойчивая аудитория и высокая конкуренция в нашей нише, в том числе приход федеральных компаний в регион. Чтобы с ними конкурировать, нужно подняться на очень высокий уровень, а это требует дополнительных вложений.

Чтобы успешно конкурировать на рынке, нужно предложить аудитории максимально большое количество направлений и нанять команду компетентных тренеров, а также поддерживать интерес к тому, чем ты занимаешься.

Батутные парки сейчас довольно востребованы, особенно при условии, что в конкретном городе нет большого количества конкурентов в этой сфере. Благодаря тому, что батутные центры сейчас набирают обороты, на рынке работает много поставщиков специального оборудования в разных ценовых категориях и с отработанной системой сотрудничества с предпринимателями.

Тем не менее, прежде чем запускать такой проект, начинающим предпринимателям нужно тщательно просчитывать бизнес-модель, выбирать проверенный проект, заботиться о финансовой составляющей и поиске инвестора, просчитывать стоимость оборудования, обдумывать соблюдение стандартов безопасности, в том числе пожарной, оценивать рынок и максимально взвешивать все риски.





 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
12450265
1525




© PRO-MEDIA 2008