Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

28.12.2018 :: Технология бизнеса :: Как быстро решать сложные задачи и осваивать новое

Бухгалтеру постоянно приходится изучать изменения законодательства, искать ответы на непростые вопросы, например, как оформить чек коррекции. Найти неожиданные пути решения поставленных задач, быстро и эффективно освоить новую информацию помогут методы системного мышления.

Анастасия Смагина,
старший преподаватель департамента предпринимательства Тольяттинского государственного университета, главный бухгалтер

Критерии системного мышления

Некоторые с детства умеют мыслить системно. В школе они обычно больше интересуются математикой. Взрослея, часто выбирают финансовые или технические профессии, а не творческие. Про таких говорят, что у них аналитический склад ума. Им свойственен четкий подход к выполняемому делу. Люди с системным мышлением могут стабильно работать в условиях многозадачности, соблюдать установленные сроки, понимают свою роль и функций в общем деле.

Способность системно мыслить необходима в тех сферах, где нужен контроль. Такая способность есть у большинства бухгалтеров, потому что они вынуждены обрабатывать много информации, анализировать и группировать ее. Для бухгалтера мыслить аналитически — значит четко выполнять свою работу. Творческий подход, возможно, в какой-то мере допустим. Однако законодательство устанавливает многочисленные ограничения, поэтому у бухгалтера остается не так и много простора для развития творческих способностей.

Системному мышлению можно научиться, если это необходимо для работы или по другим причинам. Для тренировки можно начать составлять списки дел на день, неделю, расписывать дела в порядке важности их выполнения, вести учет собственных финансовых расходов. Если у вас не получается начать какое-то дело или вы ленитесь, распланируйте ваши действия, разбейте одно дело на несколько небольших — и вы убедитесь, что системный подход поможет и в повседневной жизни. Но не переусердствуйте — ведь отношения между близкими людьми не всегда поддаются анализу.


В решении бухгалтерских задач можно использовать методику, которую описывает Барбара Оакли в своей книге «Думай как математик».

Фокусируйтесь

Для первоначальной обработки информации, как правило, используется кратковременная память. Если во время решения сложной задачи прокручивать в голове другие проблемы, то сфокусироваться будет крайне сложно — ячеек кратковременной памяти не хватит. Поэтому при подготовке сложного отчета или изучении новых поправок в законодательство важно максимально сосредоточиться на поставленной задаче. В этот момент нельзя отвлекаться на что-то другое или думать о чем-то еще.

Когда получается максимально сконцентрироваться, запускается рациональное, последовательное аналитическое мышление — работает левое полушарие.

Леонардо да Винчи считал, что великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи. Когда Леонардо работал над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.

Переключайтесь и расслабляйтесь

Если вы понимаете, что зашли в тупик, — переключитесь на что-то другое. Можно сменить деятельность и после сложной задачи заняться чем-нибудь рутинным — тем, что вы делаете практически на автомате, например, набить запланированные платежки или разнести счета. Как только вы смените деятельность — в силу тут же вступит рассеянное мышление, которое позволяет выйти за привычные рамки. В такие моменты мозг в фоновом режиме продолжает работать над задачей, на которой вы были максимально сосредоточены до этого.

Именно в состоянии рассеянного мышления нас часто посещают внезапные озарения — и удается находить необычные решения, которые, наверное, были бы невозможны, бейся мы над вопросом снова и снова без остановки.

Метод переключения от сфокусированного мышления к расслабленному использовал еще Леонардо да Винчи. Когда художник работал над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти. Один из его друзей написал об этом так: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску. Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии». Когда Леонардо отвлекался, он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное. Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи».

Иногда недостаточно просто переключиться на другую задачу, и тогда необходимо полное расслабление — можно выйти прогуляться в парк, поспать, сходить в спортзал. Наконец, можно отправиться после работы на урок танцев. Постарайтесь поменять не только картинку вокруг себя, но и мысли, которые кружатся в голове. Это позволит максимально отвлечься от сложных задач, которыми вы были заняты в течение дня.

Чередуйте

Суть метода Барбары Оакли заключается в умении чередовать предельную концентрацию внимания с расслаблением — максимальным отвлечением от решаемых задач. Как правило, переход от сфокусированного к рассеянному мышлению происходит естественным образом, но порой мы зацикливаемся на проблеме.

Когда у вас не получается переключаться, подумайте, какие действия могли бы вам в этом помочь. Говорят, что изобретатель лампы накаливания Томас Эдисон, чтобы достичь рассеянного состояния, любил засыпать в кресле, зажимая в руке тяжелый предмет. Как только он начинал засыпать, мышцы расслаблялись — и предмет с шумом падал на пол. Ученый просыпался, а его «рассеянный» мозг предлагал интересное решение или новый взгляд на проблему. Похожий метод практиковал Сальвадор Дали, он называл такое состояние «сон без сна».

Попробуйте изучать информацию порциями. Сначала проанализируйте новые сведения — разложите их на части, а затем синтезируйте — соберите порции в связанные между собой фрагменты, чтобы получилось единое, понятное вам целое. Откройте любую статью, пробегите глазами по подзаголовкам, сопоставьте новую информацию с тем, что вы уже знаете по этой теме.

Быстро запоминайте новое

Изучение информации всегда состоит из двух этапов. Сначала мы анализируем новые сведения — раскладываем на части, на небольшие порции, а затем синтезируем — снова собираем в единое, понятное нам целое. Поэтому Барбара Оакли предлагает изучать информацию порциями, то есть небольшими, связанными между собой по смыслу фрагментами. Предлагаем вам пошаговый алгоритм работы по этому методу.

Шаг первый — сосредоточьтесь на информации, которую вы хотите объединить в порции. Постарайтесь уловить основные понятия, вокруг которых строится все содержание. Откройте любую статью в нашем журнале, попробуйте пробежаться по подзаголовкам. По сути, каждый такой блок — это и есть порция, которую необходимо понять, сопоставить с уже имеющейся у нас информацией по данной теме. В итоге должна получиться целостная картинка, учитывающая новые данные.

Когда вы просматриваете подзаголовки статьи, содержание книги, план вебинара, мозг настраивается на нужную волну. Так вы, с одной стороны, погружаетесь во что-то новое, а с другой — актуализируете то, что вам уже известно по этой теме. Затем мозг соединяет уже накопленные знания с новой информацией — устанавливает связи.

Шаг второй — выделите главное, сформулируйте тезисы, которые войдут в состав каждой порции. Тут вам может отлично пригодиться метод расслабления, описанный выше. Сфокусировавшись на проблеме на первом этапе, на втором этапе вы можете перейти в состояние рассеянного мышления, чтобы более широко взглянуть на проблематику, найти новые подходы для сопоставления.

Если вы изучаете новую статью, прочитайте информацию каждого блока, разберитесь в ней, а затем переключитесь — немного отдохните. В этот момент в фоновом режиме мозг начнет обрабатывать новое, подтягивать имеющиеся знания — возможно, совсем из других областей, — чтобы в итоге «подкинуть» вам интересную идею о том, как можно использовать полученную информацию в работе. Когда вы перечитаете текст, вернетесь к проблеме и сконцентрируетесь на ней, вам будет уже проще сориентироваться.

Шаг третий — начинайте применять новую информацию на практике. Погрузите созданную порцию в контекст тех знаний, которые у вас уже есть. Составьте пошаговый план, как вы перестроите свою работу с учетом новых знаний.





 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
12478218
1982




© PRO-MEDIA 2008