Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

08.02.2019 :: Технология бизнеса :: Выручка 100 млн рублей от продаж лазертаг-оборудования. История Laserwar

Десять лет назад братья-близнецы Алексей и Сергей Терещенковы уговорили родителей взять кредит на 120 000 руб. и вложить эти деньги в открытие лазертаг-клуба в родном Смоленске. Спустя два года клуб перерос в собственное производство оборудования.

Сегодня компания Laserwar — один из лидеров российского рынка в сфере лазертага. Ее выручка достигает 100 млн руб., 75 % приходится на экспорт. Оружием от смоленских предпринимателей Терещенковых пользуется более 2500 лазертаг-клубов в 76 странах мира.

О том, как начать бизнес в съемной квартире и стать одним из самых престижных работодателей Смоленска Сергей Терещенков, основатель компании Laserwar, рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Недетские игры

В прошлом году моя компания Laserwar, которую я строю вместе с братом-близнецом Алексеем Терещенковым, разменяла свой второй десяток. Чуть больше 10 лет назад, в 2008 году, я отчислился с пятого курса Высшей школы бизнеса прямо перед защитой диплома ради того, чтобы вкладывать все свое время и силы в лазертаг. Именно эта индустрия, в одного из пионеров которой и превратилась наша компания, стала в конечном счете моим предпринимательским призванием.

По образованию я программист, в 2004 году окончил смоленский колледж экономики, статистики и права по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники». С первого же курса стал параллельно подрабатывать: ремонтировал компьютеры, ставил спутниковые тарелки — одним словом, делал все, что связано с обслуживанием техники. В этой теме я был полным самоучкой: просто у родителей не было возможности купить нам с братом новый мощный компьютер, поэтому в детстве постоянно приходилось ремонтировать и пересобирать старый, так этому ремеслу и обучился.

После колледжа обучение продолжил в смоленском филиале Московского государственного университета сервиса по направлению «Сервис электронных систем образования». Параллельно с учебой я устроился на работу в Федеральную службу статистики по Смоленской области, занимался там администрированием сетей и баз данных. Одним словом, график был напряженным: с утра работа на госслужбе, вечером учеба в университете. Вот так примерно и выглядела моя жизнь с 2005 по 2010 год.

Параллельно я учился в Высшей школе бизнеса, этот образовательный проект реализовывался совместно с движением «Наши». Сессии проходили в разных городах России, что позволило мне не только много поездить по стране, но и познакомиться с новыми, интересными людьми и опытными преподавателями.

В 2008 году в моей жизни произошло знаковое событие. Я должен был ехать на Селигер, но в последний момент поездка сорвалась — я заболел, и вместо меня на форум отправился мой брат Алексей. Там он впервые увидел игру в лазертаг. Команды играли в лесу, используя американское оборудование, переделанное под отечественные винтовки. На форуме поиграть ему так и не удалось, но сама идея ему понравилась. Вернувшись с Селигера, он стал уговаривать меня запустить лазертаг-клуб в родном Смоленске.

Примерно полгода я присматривался к этому рынку. Десять лет назад комплекты для игры можно было купить только в США или на Украине. Потом мне удалось попасть на лазертаг-игру в Москве, и я сразу загорелся идеей. Просто понял: надо открывать клуб в Смоленске.

Из покупателей — в производители

Поскольку оборудование для лазартега нужно было везти из-за границы, первоначальные инвестиции в запуск клуба мы оценили примерно 1 млн руб. Эти деньги старались получить через многочисленные конкурсы и программы поддержки. Но вместо инвестиций нам давали только наставления. Вскоре я понял, что витать в облаках можно еще долго, но пора было трезво взглянуть на вещи: денег на старт никто не даст. Тогда решено было действовать собственными силами.

Мы пересмотрели наш бизнес-план, отказались от идеи разворачивать игру внутри помещения, нашли первых российских производителей лазертаг-оборудования в Великом Новгороде, продававших один комплект за 15 000 руб., и оптимизировали первоначальные инвестиции до 150 000 руб. Стало очевидно: если сразу не возьмем кредит на запуск бизнеса, упустим момент.

Конечно, нам с братом даже не стоило рассчитывать на заёмное финансирование — моя официальная зарплата в госорганах составляла 8 000 руб. Поэтому мы уговорили родителей взять в банке 120 000 руб. под 30 % годовых. Из этих денег еще 3 % мы потеряли за опцию «кредит наличными». Полученные 113 000 руб. плюс накопленные нами 30 000 руб. и стали стартовым капиталом в будущую компанию Laserwar.

Мы купили 10 ружей, сделали красивый сайт и в июле 2008 года запустили первый лазертаг-клуб в Смоленске. Примерно за полгода все первоначальные вложения вернулись, но всю генерируемую прибыль мы продолжали инвестировать в развитие.

Перед нами стояла задача, во-первых, расширить парк оборудования до 20-30 комплектов (чтобы повысить число потенциальных игроков и, как следствие, выручку с одной игры), а во-вторых, собрать оружие собственного производства.  

По теме внеаренного лазертага я защищал диплом в университете, и первые 30 плат для будущих ружей мы собрали уже в 2009 году. За основу были взяты образцы, купленные нами у новгородской фирмы. Ружья постоянно выходили из строя, мы пытались их ремонтировать, разбирали по запчастям, и увидели, что «начинка» у них была довольно простая.

Первые два года работы всю прибыль, которую приносил клуб, мы вкладывали в разработку собственного оборудования. К этому нас подталкивало не только желание сделать продвинутый продукт для собственного использования, но и многочисленные запросы, поступавшие от заинтересованных в лазартаге людей со всей страны. Первое время мы всех отправляли к поставщикам из Великого Новгорода, но рано или поздно собирались предложить этим клиентам свои собственные разработки.

Ставка на бизнес

Первый покупатель лазертаг-оборудования нашего производства прилетел к нам в 2010 году из Улан-Уде. Тогда ружья были настоящим хэндмейдом: мы нашли чашки Петри, сделали из них сенсоры, собрали корпус. В то время мы с братом еще оба работали по найму, а по вечерам и в выходные усердно трудились над собственным проектом.

Спустя полгода я решил выпустить второе поколение электроники. В первом была серьезная проблема со звуками: из ружей раздавалось все, что угодно, но только не звук стрельбы. В итоге мне удалось решить эту проблему! Оборудование начало, наконец, «стрелять», а также научилось подавать голосовые сообщения — «медики», «ранен». На тот момент это был настоящий прорыв, такого не делал ни одни конкурент в России.

Мы окончательно убедились — пришло время сосредоточиться на бизнесе. Мы с братом уволились с работы, сняли квартиру на первом этаже за 12 000 руб. и устроили там импровизированный офис-коворкинг. Там мы и ночевали, и работали. По вечерам собирались друзья, каждую неделю туда приезжали клиенты из разных городов. Месяцев через шесть в этой квартире работало уже шесть человек из числа наших друзей и знакомых: кто-то писал тексты, кто-то паял. Через год нас стало 15!

Вскоре стало очевидно, что надо переезжать в полноценный офис. Неподалеку как раз стоял крупный цех алмазообрабатывающего завода. Цены на аренду помещений были приемлемыми, и мы переехали.

За последующие три года штат расширился так сильно, что мы заняли целый этаж, в Laserwar сформировались разные отделы: дизайнерский, редакторский, программный, гарантийный. Мы с братом четко разделили обязанности: я занимался технологиями, а он коммерческой составляющей, продажами, сайтами. Это помогло лучше сконцентрироваться на задачах. Сегодня в компании работают 70 человек, продажи поставлены на поток. В прошлом году выручка составила порядка 100 млн руб.

«Войнушка» для бизнеса

Сегодня основное направление работы Laserwar — производство и поставки полного комплекса лазертаг-оборудования. В ассортименте 135 видов оружия, а также программное обеспечение и сервисное обслуживание. Наши продукты реализуются через 55 дилерских и сервисных центров, используются в более 2500 лазертаг-клубов в 76 странах мира.

Средняя стоимость открытия лазертаг-клуба с учетом помещения и оборудования сегодня составляет порядка 200 000 — 300 000 руб. Правда, этот рынок в России почти полностью освоен, места для новых игроков практически нет, в нише начались процессы консолидации и поглощения мелких игроков более крупными.

В связи с этим три года назад, в разгар экономического кризиса, мы приняли решение выйти на международную арену. С 2016 года стали ездить по всем зарубежным выставкам, активно продвигали свою продукцию. В результате сегодня 75 % наших продаж приходятся на экспорт. В числе самых активно развивающихся стран по лазертагу — Марокко и ЮАР.

Несмотря на смену профиля, наш собственный клуб в Смоленске до сих пор остается на плаву. Сейчас парк оборудования в нем увеличился с 30 до 140 комплектов оружия, в том числе эксклюзивных и очень дорогих. Средний чек на одного человека составляет примерно 500-600 руб. за два часа игры. Операционным управлением занимаются наши друзья. Собственность в этом проекте поделена пополам: 50 % – ребятам, которые проводят игры, наши 50 % инвестируются в клуб.

В прошлом году мы дали клубу вторую жизнь: выкупили землю для создания центра военно-тактических игр. Для Смоленска это небольшой бизнес, а для ребят — возможность дальнейшего развития.  

Дорогу осилит идущий

В наших ближайших планах — строительство конструкторского бюро. Мы уже закончили стадию проектирования: это будет трехэтажное здание, рассчитанное на 35 рабочих мест. Для Laserwar — это очередной шаг в стратегии по развитию технологических процессов. Мы постоянно стараемся внедрять инновации в бизнес-процесс: покупаем более совершенные станки автоматического монтажа печатных плат, самые современные компьютеры.

Сегодня наш коллектив работает в двух разных офисах: часть (сервисный центр) мы перевели в новый офис, а производственная линия так и осталась в помещениях завода. Строительство собственного здания поможет нам объединить весь коллектив компании в одном месте в двух рядом стоящих корпусах. Для нас это важный приоритет, поскольку квалифицированные кадры сейчас на вес золота. Тем более что конкурировать нам приходится не только с местными фирмами, но и с Москвой, которая оттягивает на себя качественных специалистов.

У нас был момент, когда ведущий программист уехал в Москву, в результате чего закрылось 50 % разработок.

В итоге удалось нанять еще более сильного человека, который указал нам на недостатки предыдущих разработок. Поэтому нам очень важно предоставлять людям максимально комфортные условия труда. Конечно, когда кандидат приходит на собеседование в старое производственное здание, он меньше заинтересован в получении такой работы. Поэтому сейчас мы создаем особенную атмосферу, наш новый офис похож на особняк, в котором трудятся очень интересные люди, каждый этаж оригинально оформлен, все современно, стенки заполнены оружием. Это сразу вызывает wow-эффект у новых сотрудников и клиентов. Мы сделали из офиса брендовую площадку, за счет чего стали востребованным работодателем в Смоленске.

Еще одна амбиция — выйти на американский рынок. Пока это единственная география, которая нам не покорилась. Дело в том, что США — это родина основателей лазертага, компаний, которые занимаются этим уже 20 лет. Нам же пока сильно не хватает собственного сервисного центра в Америке. Эта ключевая компетенция, из-за которой мы не может глубоко туда проникнуть. А по нашим расчетам продажи там могут быть даже выше, чем в Европе.

Всем начинающим предпринимателям я хочу напомнить, что дорогу осилит идущий. Лично я трижды хотел бросить бизнес, но не делал этого, поскольку создавать новые вещи, продвинутые военно-тактические игрушки — это то, что я умею и люблю делать лучше всего. Это моя суть.

Занимайтесь тем, что вам нравится и помните, что за любой неудачей обязательно последует взлет! А еще обращайте внимание на людей, которые вас окружают, работайте с их ожиданиями. Бизнес — это люди, поэтому важно уметь слушать, чего хотят ваши ключевые сотрудники: кто-то хочет денег, кто-то – отдых и т.д. Постарайтесь каждому дать именно то, что ему необходимо.




 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
12063445
254




© PRO-MEDIA 2008