Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

26.11.2019 :: Технология бизнеса :: Кальянная по франшизе: тонкости бизнеса

Мята Lounge — один из главных бенефициаров спроса на кальяны. За четыре года в России, Казахстане, Белоруссии и на Украине открылось более 180 лаунж-баров. В ближайшее время сеть собирается открыть еще 17 кальянных. Однако игроки чувствуют, что рынок уже перенасыщен.

В результате стоимость проекта оказалась слишком высокой, а зоны в помещении использовались нерационально — на месте кирпича предлагалось сделать облицовку деревом, а на месте бетона положить кирпич. Предпринимателю и его партнерам пришлось поменять рекомендованные размеры рабочих зон и сильно адаптировать дизайн-проект.

«Мы посмотрели много кальянных «Мята», везде для оформления использовались довольно дешевые и примитивные материалы — кирпичные стены, потолок покрашен, пол выложен плиткой или ламинатом, — говорит Тепляков. – Я не знаю, что франчайзи изначально предлагают в дизайн-проекте, но, вероятно, они все оптимизируют и переделывают по-своему. Дизайн всех «Мят» достаточно простой».

Дизайнера второй кальянной Тепляков нашел сам. Проект стоил дешевле и результат порадовал больше. Стилистика обоих заведений получилась схожей, но во втором случае франчайзи стремился к более премиальной концепции и использовал больше декоративных элементов в оформлении.

«Так как кальянный бизнес относится к сегменту HoReCa, 90 % его успеха зависит от локации, — говорит Алексей Ракитин. – Средний срок окупаемости лаунж-баров «The Дым» составляет от 12 до 18 месяцев, но на нашем опыте были франчайзи, которые окупились за 6 месяцев».

Точка «Мяты» в Митино окупилась примерно за 1,5 года, планируемый срок окупаемости в Мытищах — 1 год и 8 месяцев. Реальная прибыль расходится со стартовыми прогнозами в несколько раз. «Наши ожидания, когда мы открывали вторую точку, были приближены к реальности, — признается Тепляков. – Мы понимали, на что идем, и сейчас развиваемся соответственно этим показателям».  

«У всех франшиз одинаковая позиция — убедить франчайзи, что кальянную можно открыть за 1,5 млн руб. и зарабатывать 1 млн руб. в месяц, — говорит предприниматель. – Потенциальный партнер в это верит, но в реальности такое практически невозможно».

По словам Ивана Дронова, актуальность кальянного рынка резко выросла в 2014 году на фоне закона о запрете табакокурения. «На рынке появляется больше российских производителей кальянов и табака, к тому же правительство предоставляет более комфортные условия для продажи акцизной продукции».

Рынок перенасыщен

По мнению Ильи Теплякова, главное преимущество франшизы — не отработанные схемы компании-франчайзера, а синергия существующих франчайзи, которые обмениваются опытом и рекомендуют друг другу поставщиков, но и это действенно только в начале развития проекта. В остальном поддержки франчайзера предприниматель не видит.

«На старте обмен опытом помогал, а сейчас только мешает, потому что владельцы новых точек так же приходят к нам за советом», — говорит Тепляков.

Сейчас почти никаких обязанностей перед управляющей компанией у предпринимателя нет. «У всех франчайзи, работающих под брендом, вывески одинаковые, но качество продукта и соответствие концепции никто не отслеживает, поэтому каждая «Мята» зависит от видения конкретного предпринимателя», — объясняет он.

Недавно руководство «Мяты» все-таки обязало своих франчайзи участвовать в маркетинговых акциях, например, платить за премиальное размещение на Яндекс.Картах — конкретная локация выделяется ярким цветом при ключевых запросах. Это решение выгодно для предпринимателей, которые открываются в помещениях, которые клиенту сложно найти с первого взгляда, — например, полуподвальных помещениях с входом со двора. Для Теплякова такое премиальное размещение неактуально.  

Кальянный бизнес в России быстро развивается, но по мнению франчайзи вскоре рост замедлится или начнется обратная динамика. Уже сейчас конкуренция достаточно высока. «Мята» в Митино открылась в 2017 году. За два года рядом с ней появилось шесть других кальянных и еще одна франчайзинговая точка «Мяты». Вскоре рядом должна открыться еще одна кальянная.

«Количество любителей кальяна растет не с той пропорцией, с которой увеличивается количество кальянных. Кажется, что рынок пожирает сам себя», — говорит Тепляков.

«Цель компании — максимально много продавать, — добавляет предприниматель. – Если раньше вводилось двухкилометровое ограничение по размещению кальянных одного бренда рядом друг с другом, то сейчас новые франшизы «Мяты» открываются в 300 метрах друг от друга.  Рынок перенасыщен «Мятами», но на эти ограничения закрывают глаза».

Алексей Ракитин советует при выборе франшизы поинтересоваться, сколько людей работает в управляющей компании. «Если франчайзер уходит от ответа, не может точно назвать цифру или говорит, что основатель будет лично вас курировать, значит у франшизы проблема с кадрами».

Также, по его мнению, важно прояснить и ряд других вопросов: спросить, чем будет сопровождаться открытие, кто будет участвовать в открытии кальянной и что франчайзер будет делать после открытия. Если у франшизы нет роялти, единственный заработок франчайзера — продажа новых франшиз, — объясняет Ракитин. – Поэтому он будет стимулировать открытие новых точек неподалеку от вашей».

Ася Закатова вспоминает, как 6 лет назад запустила кальянную с полноценной едой и баром. «Через год в радиусе километра открылось 20 других кальянных, а еще через год — 100 кальянных, — говорит она. – Пришлось работать над качеством сервиса. Сейчас я открываю третью кальянную».

Сложности продвижения бизнеса

Развивать кальянную по франшизе «Мяты» Илье Теплякову помогает узнаваемость бренда. Это важно для рынка кальянных, который из-за особенностей законодательства очень сложно продвигать онлайн. Instagram и Facebook блокируют рекламу, связанную с кальянами, даже если в рекламном посте не упоминаются кальяны, но они есть в конкретном аккаунте. Эффективнее продвигать франшизу во «ВКонтакте» и через мероприятия.

«Сейчас бизнес нелегален, — говорит Ася Закатова. – Все кальянные являются общепитом и для государства не существуют. Для кальянной индустрии не разработано правовое поле. Все кальянные в России живут по принципу “вдруг нас всех просто закроют”».

Ранее Совет Федерации и Министерство здравоохранения выступали с критикой кальянов и предлагали запретить их курение в общественных местах по аналогии с сигаретами. В 2018 году депутаты в Санкт-Петербурге выступали с инициативой запретить кальянным располагаться в жилых домах.

В остальном успешность кальянной зависит от того, насколько лояльна к ней аудитория, которая живет неподалеку. Привлечь новую аудиторию в кальянную сложно, поэтому важно изначально выбрать локацию с небольшим количеством конкурентов и подходящей целевой аудиторией и в первые три-четыре месяца формировать узнаваемость конкретной точки среди посетителей в первичной (15 минут пешей доступности) и вторичной (до 10 минут на общественном транспорте) зонах охвата.

Открывать кальянную лучше обязательно в местах с массовой застройкой и высокой плотностью расселения жителей в первичной зоне охвата. При этом лучше выбирать площадки в торговых и бизнес-центрах. Много кальянных работает в жилых домах, но у этого есть свои риски — часто на такие заведения могут жаловаться жильцы.

Лояльность потребителя

Большинство клиентов «Мяты» уже разбирается в табаке и кальянах и как правило отдает предпочтение премиальным брендам средней крепости и выше. Очень важно максимально разнообразить ассортимент табаков, чтобы с большей вероятностью угодить клиенту. В кальянной обязательно должны быть популярные табаки, которые у всех на слуху. При наличии огромного количества брендов клиенты оценивают прежде всего качество заведения.

На посещаемость кальянной влияет узнаваемость бренда. «В офлайн-бизнесе клиентам очень сложно сделать первое касание с чем-то незнакомым, — считает Илья Тепляков. – Если у клиента есть минимальная лояльность, он знает, что увидит то же, что уже видел в привычном месте, ему будет намного проще принять решение».

По наблюдениям предпринимателя, клиенты часто «мигрируют» из одной «Мяты» в другую. Летом многие москвичи приезжают в Мытищи в коттеджные поселки и приходят в кальянную привычного формата, и в этой точке спад сезонности не заметен.

Для кальянных характерен высокий показатель LTV (Lifetime Value — прибыль, которую приносит клиент за все время работы с ним. – Прим. ред.). Клиент, который остался доволен качеством и сервисом заведения, скорее всего придет в него снова. «Многие посетители курят кальян ежедневно, — говорит Тепляков. – Самые лояльные клиенты утром пьют кофе с кальяном, в обед приезжают к нам на переговоры, вечером — провести время с друзьями».  

«Кальян для молодых посетителей — один из инструментов живого общения, — говорит Ася Закатова. – Перспективы у кальянов в Европе, США и Южной Америке большие, потому что молодые посетители ищут способы проводить время и общаться в реальности без алкоголя».

Чтобы поддерживать показатель LTV, нельзя экономить на вентиляции и табаке. Помещение с большим количеством дыма, в котором трудно дышать, и плохое сырье мгновенно влияют на показатели возвращаемости. Также важно, чтобы кальянщик был опытным и хотя бы минимально разбирался в миксологии, брендах и вкусах табака.

«Сетевые кальянные ассоциируются с ожидаемым качеством, — говорит Ася Закатова. – Приезжая в новый город, клиент примерно знает, что он там получит. Такие точки часто работают по принципу почасовой оплаты, и один кальян в час подается на определенное количество человек. В авторских кальянных клиенты могут находиться до трех часов. Упор там делается на необычный интерьер, большой выбор табаков и личность владельца. Среди таких проектов — Royal Smoke, «Эксперт Бар» и «Дом Мусье Лё Кальяна». 

«В кальянной сфере бизнес по франшизе можно запустить быстрее и дешевле, — заявляет Иван Дронов. – Среди плюсов работы именно по франшизе — предпринимателю сразу понятно, как оформить юрлицо, он может разобраться в товарной номенклатуре, получает доступ к CRM, складским и финансовым программам. Например, франчайзи Sweet Smoke получают заказы в первый день работы благодаря тому, что наше онлайн-представительство давно работает по всей России».

Три совета начинающим франчайзи от Ильи Теплякова:

1. Ключевая составляющая любого офлайн-бизнеса — это локация, локация и еще раз локация.

Даже если заведение классное и в него вложено много денег, развивать проект будет очень сложно, если место выбрано неудачно.

2. Лучше всего открываться там, где конкуренции нет вообще или ее уровень очень низкий.

Аудитория кальянных очень лояльна, и ее непросто переманить ценой и качеством продукта из понравившегося пространства. Сделать первое касание в таком бизнесе очень сложно. В этом случае конкуренция образно выглядит так: либо ты ешь пирог в одиночестве, либо довольствуешься крошками, которые тебе оставили другие игроки.

3. Нужно контролировать объем инвестиций на старте.

Это важно, потому что количество вложенных денег не влияет на результат.




 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
13250584
1484




© PRO-MEDIA 2008