Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Технология бизнеса  

10.12.2019 :: Технология бизнеса :: Электронные трудовые книжки: как это будет

В России только и разговоров, что о переходе на электронные трудовые книжки и новый отчёт СЗВ-ТД. Закон принят в третьем чтении 3 декабря и вступит в силу 1 января 2020 года. Расскажем, что предстоит и как подготовиться к переходу.

Зачем нужна электронная трудовая книжка

Часто обращение работника в ПФР о назначении ему пенсии превращается в квест. Выясняется, что какой-то работодатель давным-давно не внёс нужные сведения в трудовую книжку, потерял их или ошибся. Сотруднику приходится обращаться за информацией на прежнее место работы, но там пожимают плечами: архивы в 1991 году сгорели, а потом утонули. В результате законный запрос о назначении пенсии становится бесконечной чередой обращений в разные инстанции, а всё из-за того, что данные потерялись.

Чтобы сохранить и сделать доступнее информацию о стаже, в России решили внедрить электронные трудовые книжки (ЭТК). 3 декабря 2019 года закон о них принят в третьем чтении.

Сведения о трудовой деятельности

Нововведение потребует масштабных поправок в законодательстве: придётся менять ТК РФ, КоАП и федеральные законы. Например, вместо понятия «трудовая книжка» появится новое — «сведения о трудовой деятельности» (ст. 66.1 ТК РФ в новой редакции).

В ЭТК будут фиксировать все изменения в трудовых отношениях конкретного человека после 31 декабря 2019 года. Это приём на работу, перевод, увольнение, обучение по время работы и многое другое. Кроме того, в ЭТК будут вносить работу по совместительству. Раньше такую информацию вносили в трудовые книжки только по просьбе работника.

Собирать эти сведения и передавать их в ПФР организации будут самостоятельно. Информация обо всех местах, где человек работал с 01.01.2020, будет храниться на индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Получить её можно будет в личном кабинете на сайте ПФР или на портале «Госуслуги».

Преимущества ЭТК

Электронные трудовые книжки выигрывают перед бумажными.

  1. Сведения о трудовой деятельности — это часть индивидуального лицевого счёта человека, поэтому они будут храниться в ПФР в течение всей его жизни.
  2. Сотрудник в любой момент сможет получить сведения из информационной системы ПФР, а затем обратиться к работодателю, если обнаружит несоответствия. 
  3. Дистанционные работники смогут представить сведения о предыдущей деятельности в электронном виде. Это даст им дополнительные возможности для трудоустройства.

Что делать с бумажными трудовыми

Те, кто уже работает, до конца 2020 года смогут выбрать, сохранить бумажную трудовую книжку или перейти на электронную. Если сотрудник окажется в это время на больничном или в длительном отпуске, он сможет «выбрать» трудовую до 2021 года.

Если сотрудник предпочтёт бумажную трудовую, работодатель всё равно обязан вести сведения о его трудовой деятельности в электронном виде и передавать их в ПФР. При этом сотрудники могут в любой момент написать заявление и отказаться от бумажной трудовой книжки. А вот если он сразу выбрал электронную трудовую, то вернуться к старой форме уже не сможет.

У тех, кто заключит первый в жизни трудовой договор после 31 декабря 2020 года, бумажных трудовых книжек уже не будет.

Как получить сведения о своей трудовой деятельности

Работник сможет получить сведения о своём стаже тремя способами.

  1. У работодателя по последнему месту работы

Если у сотрудника нет бумажной трудовой, работодатель должен будет выдать ему заверенные сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде. Сделать это нужно будет в течение трёх рабочих дней после подачи заявления или в день прекращения трудового договора. Если  в день увольнения сотрудник за сведениями не пришёл, их нужно будет направить ему в бумажном виде заказным письмом с уведомлением.

Работодатель может сообщить данные только за тот период, когда сотрудник работал у него.

  1. В Пенсионном фонде

Выдать сведения о трудовой деятельности могут как на бумаге, так и в электронном виде — с усиленной квалифицированной электронной подписью. 

  1. В МФЦ или на портале «Госуслуги»

МФЦ будет выдавать сведения только на бумаге, «Госуслуги» — только в электронном виде.

Новый вид отчётности — форма СЗВ-ТД

Чтобы ПФР регулярно получал новые сведения о стаже работников, появляется новый вид отчётности по форме СЗВ-ТД. Заполнять её нужно на всех официально трудоустроенных или уволенных работников, а также фиксировать там другие кадровые изменения и отражать информацию о поданном заявлении о выбранном формате трудовой. 

На бумаге отчёт СЗВ-ТД  смогут сдавать только те компании, у которых 25 и менее застрахованных сотрудников. Все остальные должны будут представлять эти сведения в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Новый отчёт СЗВ-ТД работодатели должны будут сдавать уже с 1 января 2020 года. Порядок сдачи у него такой же, как у СЗВ-М, — до 15-го числа каждого месяца.

Если учитывать выходные, то первый отчёт СЗВ-ТД за январь нужно будет сдать до 17 февраля 2020 года. При первичной подаче сведений о работнике работодатель должен будет внести в форму последнюю запись из его трудовой книжки по состоянию на 01 января 2020 года.

С 2021 года в компаниях с большой текучкой сдача СЗВ-ТД может стать ежедневной.


Как заполнить СЗВ-ТД

Требования к заполнению формы

Бланки заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами или при помощи средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом можно использовать любые цвета, кроме красного и зелёного.
Документ по форме СЗВ-ТД заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации. Работодатель, который не является юрлицом, заверяет документы личной подписью. 

Сведения о работниках, о страхователе, об отчётном периоде (для формы СЗВ-ТД при ежемесячном представлении), а также сведения о трудовой деятельности работников заполнять обязательно. «Нулевая» форма не представляется.

В графе 1 таблицы формы СЗВ-ТД нумерация сквозная. Номера должны указываться в порядке возрастания и не повторяться. 

Значения в графах «Дата (число, месяц, год) приёма, перевода, приостановления, увольнения» и «Дата» в подразделе «Основание» указываются в формате ДД.ММ.ГГГГ. При ежемесячном представлении формы СЗВ-ТД они должны находиться в пределах отчётного периода, который указан в поле «Отчётный период».

Реквизиты работодателя

В поле «Регистрационный номер в ПФР» нужно будет указать номер, присвоенный страхователю при регистрации. Он должен состоять из 12 цифр по следующему формату: XXX-XXX-XXXXXX.

В поле «Наименование организации / индивидуального предпринимателя» следует указать то же название компании, что и в учредительных документах, название ОП или филиала иностранной компании, которая работает в России. Если такие сведения представляют ИП, адвокат или нотариус, то они должны будут полностью указать фамилию, имя и отчество — как в паспорте. 

В поле «ИНН» указывается ИНН работодателя — организации (10 символов) или физлица (12 символов).

Значение в поле «КПП» должно состоять из 9 цифр или отсутствовать.

Сведения о работнике

Фамилию, имя и отчество работника нужно будет заполнить русскими буквами в именительном падеже. Кроме того, обязательно введите номер СНИЛС. Сведения о сотрудниках должны совпадать с теми, что указаны в страховом свидетельстве или в форме АДИ-РЕГ.

Сведения о поданном заявлении

Здесь нужно указать, какой способ ведения трудовой книжки выбрал работник — бумажный или электронный, а также дату подачи заявления.

Обратите внимание: заявление, в котором сотрудник выбирает предпочтительную форму трудовой книжки, — это уже основание для подачи СЗВ-ТД.

Сведения об отчётном периоде

Поле «Отчётный период» заполняется при ежемесячном представлении формы. Номер месяца указывается в формате ММ. Также в этом разделе нужно указать год в формате ГГГГ, к которому относится отчётный месяц. Он должен быть больше или равен «2020».

Сведения о трудовой деятельности работника

В графе «Дата (число, месяц, год) приёма, перевода, приостановления, увольнения» нужно указать дату кадрового мероприятия в формате ДД.ММ.ГГГГ. В отдельной графе также следует указать вид кадрового мероприятия:

1 — приём на работу;
2 — перевод;
3 — увольнение;
4 — переименование работодателя;
5 — обучение во время работы (повышение квалификации, переквалификация);
6 — установление второй и последующих профессий или разряда;
7 — запрет занимать должность.

Заполнение подраздела «Наименование»

Графу «Должность, специальность, профессия, квалификация» нужно заполнять по штатному расписанию. Для некоторых должностей предусмотрены льготы или ограничения, поэтому их надо называть так, как требуют квалификационные справочники.

В графе «Структурное подразделение» нужно указать наименование структурного подразделения организации по штатному расписанию. При приёме на работу заполняется обязательно. 

В графе «Наименование документа» указывается вид документа (приказ, распоряжение, иное решение работодателя), а в графах «Дата» и «Номер документа» — дата и номер приказа или распоряжения, по которому сотрудник принят на работу (переведён, уволен и т.д.).  

Дата указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ, а номер документа — без указания знака «№». 

Если за время работы наименование организации меняется, то в графе «Вид мероприятия» раздела «Сведения о трудовой деятельности работника» отдельной строкой нужно указать «Переименование». В графах подраздела «Основание» проставляются данные документа,  на основании которого компанию переименовали, а в графе «Должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение» указывается, что «старое наименование страхователя» с конкретного числа переименовано в «новое наименование страхователя».

Если нужно отменить запись о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, страхователь представляет форму СЗВ-ТД, заполненная в полном соответствии с первоначальными сведениями, которые требуется отменить, при этом  в графе «Признак отмены мероприятия» проставляется знак «X».


Ответственность за непредставление СЗВ-ТД

Если страхователь не представит сведения по форме СЗВ-ТД, представит их не вовремя или с ошибками, то ПФР сообщит об этом в трудовые инспекции. За неоднократные нарушения при сдаче отчётности должностным лицам будет грозить административная ответственность: предупреждение для должностных лиц (ст. 5.27 КоАП). А ещё это может привести к внеплановой проверке инспекции.

Что должен сделать работодатель

Чтобы переход на систему электронных трудовых книжек прошёл без проблем, организации должны в течение 2020 года предпринять ряд несложных действий.

  1. Подготовить, принять или изменить локальные нормативные акты, а при необходимости внести изменения в соглашения и коллективные договоры.
  2. Подготовиться к тому, чтобы передавать сведения в ПФР через интернет, если не делали этого раньше. Подойдёт любая система электронной отчётности.
  3. До 1 июля 2020 года письменно сообщить работникам об изменениях в законодательстве и праве работников выбрать бумажную или электронную трудовую книжку.

Кроме того, мы рекомендуем назначить ответственных за уведомление работников, за ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде, за выдачу этих сведений по заявлению работников и за сдачу отчётности СЗВ-ТД в ПФР.





  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
14921381
1486




© PRO-MEDIA 2008