Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Технология бизнеса  

02.03.2020 :: Технология бизнеса :: Снижение социальных взносов – за чей счет банкет?

Насколько вероятна эта инициатива правительства, а главное – из каких источников планируется компенсировать выпадающие доходы?

В сеть стремительно попала новость о том, что правительство Михаила Мишустина возобновило дискуссию, начатую правительством Дмитрия Медведева, о снижении социальных взносов. В настоящее время рассматриваются самые различные варианты снижения общей ставки – с 30% до 23-25%. При этом отмечается, что пониженная ставка для относительно высоких зарплат будет отменена.

Executive.ru попросил экспертов оценить вероятность успешности этой инициативы. План, по словам специалистов, уже запустили бы в работу, если бы знали, как компенсировать недобор бюджета, который неминуемо появится.

Светлана КовалевскаяВыпадающие доходы ПФР могут добрать за счет льгот и субсидий для малого бизнеса

Светлана Ковалевская, эксперт системы «Актион Бухгалтерия», главный редактор, журнал «Главбух»

Разговор идет не о том, снижать или нет, а о том, за счет каких источников добрать выпадающие доходы ПФР. Если найдут такой источник, то однозначно снизят и скоро. Последний раз взносы снижали в 2012 году – с 34 до 30% для обычных компаний и с 26 до 20% для малого бизнеса. Тогда, если не ошибаюсь, выпадающие доходы было решено пополнить за счет акцизов на табак и алкоголь. Тогда идея не сработала – зарплаты остались в конвертах. Но тогда и ФНС не была таким сильным администратором-сборщиком податей, как сейчас. И психология бизнесменов была другая: платить все налоги вообще считалось признаком глупости и отсутствия предпринимательской жилки. Плюс разница всего в 4% не дала эффекта. Поэтому сейчас если снижать взносы, то всерьез. До 25% с 30 – может случиться повтор 2012 года, 20% – это уже на грани фантастики. Поэтому, кажется, что если будет, то нечто среднее, 23-24%.

Перед назначением на пост премьера Мишустин, подводя итоги работы ФНС, говорил, что при нынешнем состоянии российской экономики ФНС больше не сможет давать такой же прирост по сбору денег в бюджет, как в последние годы. Выжали все, что могли. Да, налоговики будут вслед за НДС и налогом на прибыль отрабатывать эффективный сбор налогов с физлиц, в первую очередь, НДФЛ. Но для пополнения бюджета этого мало. Новое правительство должно будет предпринять заметные шаги, чтобы оживить экономику.

Основа успешной экономики – малый и средний бизнес. Мишустин готов к диалогу, обещает выслушать и приложить усилия, чтобы договориться. Одно из больных мест этого бизнеса – взносы: выдал зарплату – еще треть от нее отдай в фонды. На этом фоне идея снижения общего тарифа взносов с одновременной отменой необлагаемых лимитов – привлекательна.

Крупные компании уже вышли из тени, они будут вынуждены платить взносы с полностью белых, в том числе высоких окладов работников по общему тарифу. Это не станет для них настолько непосильной обузой, чтобы вернуться к зарплатам в конвертах. Малый и средний бизнес получит бонус, своеобразный сигнал от власти, что она готова к диалогу. Взамен государство попросит повысить работникам зарплаты, то есть – обелить «серые» оклады официальных работников, заключить договоры с неофициальными. Налоговики, Роструд и местные администрации проработают тех, кто плохо понял: пригласят на зарплатные комиссии, предложат добровольно сдать уточненные расчеты по взносам и 6-НДФЛ, увеличив облагаемые суммы. За счет этого вырастут поступления не только взносов, но и НДФЛ. Те, чью серую зарплату переведут в белую, погорюют, что из-за налога стало меньше денег «на руки», но привыкнут – зато можно больше кредит получить. Трудоустройство «по ТК» даст чувство стабильности нынешним неофициалам, которых в стране неприлично много – по данным Росстата, 20% от всех занятых.

По поводу источников для компенсации выпадающих доходов. Переносить даже мизерную часть нагрузки по взносам на самих работников, как это сделано в развитых странах, рано. Идею с прогрессивным НДФЛ отложили до 2024 года, так как в стране нет среднего класса, плюс, опять же, надо сначала обелить ФОТ. Повышать налоги на бизнес нельзя – мораторий. Как вариант, могут отменить льготы и субсидии, в том числе для того же малого бизнеса. В планах Мишустина была инвентаризация этих расходов.

Ярослав ТадаушПока остается радоваться и надеяться на лучшее

Ярослав Тадауш, эксперт в области налогового планирования, «Туров и Партнеры»

 

Главная задача, которую должна решить данная инициатива, – обеление рынка. И правда, между «чистотой экономики» и налоговой нагрузкой есть прямая взаимосвязь. Оптимальная налоговая нагрузка на бизнес способствует уменьшению доли теневого сектора экономики. Одной из причин ухода компаний в теневой сектор экономики как раз и является чрезмерное налоговое бремя, которое вынуждает ряд налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов.

Еще в 2013 году министр финансов РФ Силуанов указывал на то, что теневой сектор экономики в России составляет 15-20% ВВП страны. Сравнивая нынешнюю ситуацию с данными прошлых лет, можно отметить положительную динамику. Согласно данным Росстата о национальных счетах, в 2014-2018 годах доля теневой экономики составила 12,7% ВВП. Насколько данная статистика является реальной – судите сами. Несмотря на эти цифры, в тени остается значительный объем средств, что негативно сказывается на экономике страны.

Уменьшение ставки страховых взносов до 23-25% приведет к уменьшению налоговой нагрузки для всех отраслей экономики. Больше всего от снижения ставки страховых взносов выиграют отрасли с высокой долей расходов на оплату труда. Снижение страховых взносов несомненно приведет к легализации рынка труда, что приведет к поступлению налогов и сборов в бюджет. Это действительно хорошая инициатива, но возникает логичный вопрос: «Где взять деньги?». Ранее, как отмечалось выше, правительство обсуждало вопрос о повышении НДС, а также введение налога с продаж, но сейчас такой вариант не рассматривается, уверяют чиновники, тем более, что НДС уже был увеличен в 2019 году по рекомендации Международного Валютного Фонда п. 31 «Доклад МВФ по стране № 17/197».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: инициатива логичная и действительно нужная, но, к сожалению, хорошие предложения зачастую отбрасываются на второй план и остаются нереализованными. Для воплощения этой по-настоящему хорошей идеи в жизнь необходимо понимание чиновниками того, что Родина не там, где греет солнышко, а там, где они работают. Только при полнейшем понимании происходящего и полной самоотдаче можно что-то изменить. Ну а пока остается радоваться «стремительным» темпам роста национальной экономики и надеяться на лучшее.

Леонид ДуленковЕдиная ставка на уровне 22% позволила бы сократить нагрузку на труд 98% граждан

Леонид Дуленков, генеральный директор, МФК «Экофинанс»

Снижение ставки, о котором вспоминают с завидной частотой, напоминает ситуацию с транспортным налогом, который пытались заменить повышенными акцизами на топливо. По мнению кабинета министров, снижение страховых взносов позволит снизить нагрузку на работодателей, а также вывести из тени зарплаты в некоторых секторах экономики. Кроме того, снижение налоговой нагрузки на бизнес должно стимулировать темпы роста экономики.

Однако снижение страховых взносов обойдется бюджету в более 1 трлн рублей. На страховые взносы приходится около 6-7% доходов бюджета, которые пока непонятно как компенсировать. Насколько мне известно, эти вопросы сейчас активно обсуждаются в Правительстве.

Ставка на уровне в 23% позволила бы сократить налоговую нагрузку на все отрасли экономики, но больше всего выиграют отрасли, ориентированные на внутренний спрос и у которых высокие расходы на оплату труда. Меньше всего в данной инициативе заинтересованы экспортеры, у которых в среднем более высокие зарплаты. Сейчас работодатели платят страховые взносы по ставке 30%. При этом, в России действует регрессивная шкала, когда нагрузка на труд снижается по мере роста доходов. Многие эксперты такую систему справедливо критикуют, считая, что реформа позволит сделать ее более справедливой.

Минфин три года назад посчитал, что единая ставка на уровне 22% позволила бы сократить нагрузку на труд 98% граждан. Полагаю, что если в Правительстве вновь заговорили о снижении социальных взносов, то вероятность такой реформы достаточно высока. Остается решить вопрос о компенсации выпадающих доходов. Формально зарплаты трудящихся могут увеличиться, но нужно понимать, что страховые взносы являются отложенной частью заработной платы. При сокращении страховых взносов произойдет сокращение оплаты больничных и пенсий. Снижение страховых взносов, по мнению некоторых экспертов, может привести к тому, что работодатели будут перекладывать страховые взносы на работников, что связано с 6% гарантированного пенсионного плана, которые вероятно придется выплачивать работникам.

Александр ЕгоровIT-индустрия уже платит 14% и просит продлить эту льготу

Александр Егоров, генеральный директор, «Рексофт», член правления «Руссофт»

Размер социальных льгот имеет огромное значение для развития бизнеса и даже целых отраслей. Например, разработчики ПО платят социальные взносы в размере 14% вместо 30%, но эта льгота действует до 2023 г. Разработчики через свою отраслевую ассоциацию «Руссофт» просят правительство бессрочно продлить эту льготу. В 2018 году экспорт ПО и услуг по его разработке из России достиг $9,6 млрд, что примерно составляет 1,5% от мирового рынка ($550,56 млрд в 2019 году, по данным IDC). Этот результат достигнут на фоне единственной по сути значимой меры поддержки в виде льготы по социальным налогам. Напомню, что льгота всего лишь компенсирует дисбаланс, существующий в IT-отрасли по сравнению с другими индустриями в части «веса» заработной платы и налога с нее. Ведь уровень зарплат в отрасли разработки ПО регулируется мировым, а не российским рынком и составляет не менее 3/4 затрат IT-компаний.

Для сравнения приведу статистику по российскому экспорту вооружений, который в 2019 году составил $14,1 млрд – это порядка 15% мирового рынка. Мы считаем, что потенциал отечественной софтверной индустрии не менее высок, и при системной поддержке со стороны государства отрасль может реально претендовать на 10-11% мирового рынка. Для этого существует большое количество предпосылок, отсутствующих в других отраслях российской экономики. Например, в Китае комплексная программа государственной поддержки технологических компаний, выстроенная по принципу лестницы, где при переходе на каждую следующую ступень повышаются взаимные обязательства компании и государства, дала то, что мы видим сейчас по таким брендам как Huawei, Lenovo, Xiaomi. Для достижения серьезных результатов важно, чтобы продолжался диалог между отраслью и регулятором, и программы носили долгосрочный, многомерный и практический характер.


анируется компенсировать выпадающие доходы?
E-xecutive.ru


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
14762791
344




© PRO-MEDIA 2008