Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

12.02.2021 :: Технология бизнеса :: Нарушив эти 10 правил, вы рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Бывает, что компания заключает контракт на тех условиях, которые не может выполнить, и это наносит ущерб ее репутации. Но всегда есть возможность обойти стороной реестр недобросовестных поставщиков. Для этого достаточно обращать внимание на ситуацию в отрасли, конкурентную среду, внешние факторы и другие детали, влияющие на участие в закупках.

В этой статье рассмотрим распространенные ошибки участников закупок, которые «загоняют» их в реестр недобросовестных поставщиков. 

1. Учитывайте внешние факторы

Таких факторов три, их следует держать в голове перед подачей заявки на участие в закупке.
Если вы поставляете иностранные товары, изучите сферу национального режима. В аукционах при поставке иностранного товара есть риск заключить контракт с ценой –15%. Поэтому еще на стадии подачи заявки важно вложить эти 15% на случай, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации.

При национальном режиме возможен вариант, когда заказчики включают запрет на поставку иностранного товара. Это значит, что заявка, предполагающая поставку именно такого товара, будет автоматически отклонена.

Помимо национального режима изучите ситуацию форс-мажора – это обстоятельства непреодолимой силы. При закрытии границ с доставкой груза иностранного происхождения возникнут сложности. Такое происходит при пандемии, наводнениях и других обстоятельствах, которые приводят к невыполнению обязательств. При заключении контракта важно учесть все эти риски.

Еще один внешний фактор – изменение курса национальной валюты. Это риск поставщика. Допустим, вы заключаете контракт, в рамках которого обязуетесь обеспечить поставку иностранного товара, но меняется курс валют. Вам уже невыгодно выполнять контракт, но поскольку вы уже заключили контракт, то, следовательно, согласились на все условия его выполнения.

2. Изучите отрасль, в которой работаете

Изучение отрасли позволяет трезво оценить, есть ли смысл участвовать в закупках.

Например, вы занимаетесь поставкой кирпича, но анализ отрасли показывает, что в вашем регионе заказчики не закупают кирпичи отдельно от строительных работ. Становится понятно, что участвовать в закупках при таких условиях вам невыгодно. Возможно, вам предстоит расширить свою отрасль — помимо поставки кирпича заниматься поставкой других материалов или начать заниматься выполнением строительным работ.

Также анализ отрасли позволяет оценить перспективы участия в закупках не только в своем регионе, но и в соседних.

Если расширить свою деятельность не получается, то тогда можно работать как субподряд. Например, вы находите закупку, в которой хотели бы принять участие, но ваших ресурсов для этого не хватает, тогда вы обращаетесь к победителю этой закупки и предлагаете свои услуги на поставку товара или выполнение работ. Если ваша компания известна на рынке, то победитель сам может выйти на вас.

3. Оцените заказчика и конкурентов

Такая оценка позволит вам выявить возможную аффилированность между заказчиком и поставщиком.

С помощью сервиса Контур.Закупки вы можете посмотреть поставщиков конкретного заказчика. Например, у одного заказчика может быть более сотни поставщиков, оказывающих строительные работы. По каждому из них можно увидеть, сколько раз он участвовал, побеждал и заключал контракт.

При анализе поставщиков оцените уровень конкуренции. Посмотрите, в каких закупках участвовал и побеждал конкретный конкурент. Можно посмотреть разницу снижения от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Нужно понимать, что при снижении цены на 25 % и более включаются антидемпинговые меры.

Если вы понимаете, что рентабельность не позволяет вам снижать цену на 25 % и более, но вы видите, что конкурент так делает, это означает, что, скорее всего, участвовать в закупке с ним будет бессмысленно, так как он «перебьет» вас по цене.

Также имеет смысл посмотреть, с какими заказчиками заключает контракты ваш конкурент. Благодаря анализу поставщика-конкурента у вас появляется возможность найти потенциального заказчика в своей сфере.     

4. Наблюдайте за статистикой заказчиков по закупкам

Здесь важно обратить внимание на ключевые показатели, они все взаимосвязаны между собой:

  • сколько всего завершенных закупок (анализ конкурентной среды, кто участвовал в закупках);
  • сколько отмененных закупок и по каким причинам (если таковых много, то высок риск, что вы не заключите контракт);
  • сколько в данный момент заявок подано (возможно, если закупок 0, то нужно искать другого заказчика);
  • сколько закупок планируется (такой показатель позволит заранее планировать участие). Если цифра 0, то это значит, что у заказчика скорее всего урезан бюджет. И если вы с ним работаете, то стоит задумываться о поиске других заказчиков.

5. Не игнорируйте арбитражные дела и жалобы в ФАС

Значит, вы упускаете возможность определить добросовестность заказчика и понять, насколько он выполняет свои обязательства перед поставщиком и законом.

Важно обратить внимание на арбитражные дела по экономическим спорам. Если заказчик не вовремя выполняет свои обязательства — не оплачивает контракт, не возвращает обеспечение исполнения контракта в срок либо вообще не возвращает денежные средства или просто, без причин, расторгает контракт, то тогда поставщик жалуются на заказчика, и это отражается в картотеке арбитражных дел и в базе решений ФАС.

Не забудьте поинтересоваться, сколько было обоснованных и необоснованных жалоб, сколько из них рассматривается, отозвано, возвращено. Вы также можете увидеть предмет жалоб. Анализируя их, постарайтесь сделать адекватные выводы. Возможно, поставщики жалуются просто так, и все жалобы возвращаются.

6. Анализируйте документацию по текущей закупке

Начните со структуры документации. Затем выявите основные блоки по документации. Выясните, как выявить нарушение в требованиях и как бороться с ними.

Такой анализ важен, потому что в комплекте документов содержится информация о характеристиках предмета закупки и ее условиях.

В документации по 44-ФЗ структура всегда строгая, так как закон регламентирует все этапы прохождения сделки. Она включает: извещение, общий раздел, информационную карту, обоснование НМЦК, проект контракта и техническое задание. Важно, чтобы все эти пункты были расписаны.  

В 223-ФЗ и коммерческих торгах количество разделов зависит от положения о закупках и потребности конкретного заказчика.

7. Обращайте внимание на ограничения и преимущества, указанные в документации

Иногда закупка проводится только для субъектов МСП, СОНКО. Преимущества возникают и тогда, когда работает национальный режим, то есть преимущество отдается товарам российского происхождения. Если же закупка проходит на общих основаниях, то особые привилегии будут у малого бизнеса, так как ему по законодательству гарантированы льготы.

Обратите внимание на сроки выполнения обязательств — укладываетесь ли вы в них? Может случиться так, что половина срока займет только поставка товара.

Советуем не игнорировать нюансы и примерять их к вашей организации. Если вы не изучите документацию, пропустите мимо глаз требования и сроки, но все же подадите заявку и заключите контракт, то обратной дороги уже не будет, даже если впоследствии выяснится, то ваша компания не подходит под условия контракта.

Как только вы заключаете контракт, ваши отношения начинают регулироваться контрактом на тех условиях, на которые вы подписались.

8. Не бойтесь делать запросы на разъяснения условий контракта

Итак, мы уже выяснили, что перед подачей заявки важно изучить проект контракта, документацию, ТЗ.

Если вы не понимаете, как расшифровать инструкцию по заполнению заявки, подайте запрос на разъяснения положений документации. Такой запрос подается, если вы обнаруживаете ошибки или некорректные данные, расплывчатые формулировки, слишком сложный формат документации. В то же время по одной закупке можно подать не более трех запросов и не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок.

Если вы не подаете запрос на разъяснение условий, то есть риск заключить контракт на невыгодных условиях.

Если вы как победитель не успели отправить запрос на разъяснения, у вас есть возможность отправить протокол разногласий к контракту, но только если вы замечаете несущественные условия контракта. При подписании контракта существенные условия менять нельзя.

9. Соизмеряйте риски

Они есть всегда. Первый риск — это финансовые убытки. Речь идет об обеспечении заявки, обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств. Эти обеспечения прежде всего возвратные залоги, но если не выполнять свои обязательства, то есть риск их потерять.  

Второй риск — это попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По 44-ФЗ в него попадают, если участник уклоняется от заключения контракта либо с ним расторгают контракт по решению суда и еще в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением участником условий контракта.

Информация об организации участника, учредителя, директора поступает в РНП на два года. Это значит, что даже если учредитель выйдет из организации и решит создать новую организацию, то у него не получится участвовать в закупках.

Если вы попали в РНП по 44-ФЗ, но собираетесь участвовать в закупках по 223-ФЗ, то вы сможете это сделать, если заказчик не предъявляет особого требования — о том, чтобы участник не состоял в РНП по 44-ФЗ.

Из описанных выше рисков вытекает самый главный — потеря репутации. То есть вы становитесь недобросовестным поставщиком.

10. Закладывайте хотя бы несколько дней на подготовку заявки

Не стоит подавать заявку на участие в закупках необдуманно. Анализируйте каждую закупку и каждого заказчика, внимательно читайте документацию и оценивайте риски. Это требует немало усилий, но эту работу можно облегчить благодаря специальным сервисам.

Сервис Контур.Закупки позволяет находить все закупки благодаря умному поиску, следить за интересными предложениями, анализировать заказчиков и поставщиков.


Ксения Петрофанова

журнал КОНТУР


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
15606158
3482




© PRO-MEDIA 2008