Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

10.08.2012 :: Технология бизнеса :: Четыре ценности лидера для долгосрочного развития компании


Вадим Цехановский

Последние несколько лет ознаменовались серией банкротств и видимых невооруженным глазом проблем у крупных корпораций. В этот список попали до недавнего времени, казалось бы, непоколебимые колоссы, которым любые вызовы по плечу. Речь идет не только о группе банков фактически оказавшихся банкротами, но и некогда безоговорочных лидерах своих рынков и сегментов ― Nokia, Kodak, Blackberry, SAAB, Volvo, Goldman Sachs, Lehman Brothers, Bear Stearns, Merrill Lynch, United Airlines, AIG и так далее.

Можно было бы просто списать на кризис, и в некоторых случаях это будет вполне сносным объяснением, но кризис ― это и есть один сильнейший катализатор, проявляющих скрытые проблемы организации, которые успешно откладывались в долгий ящик или просто компенсировались объемами за счет бурного роста.

Наблюдать за теми, кто терпит неудачу, может быть познавательно, но реальный управленческий опыт здесь почерпнуть сложно. Со стороны чаще видны очевидные проблемы, которые скорее будут являться результатом цепи просчетов и ошибок, восстановить и выстроить которые в одну линию крайне сложно, даже будучи ведущим сотрудником компании.

Более интересным объектом изучения становятся компании, которые сохраняют или увеличивают свою долю рынка на фоне общей нестабильности. При этом объектом наблюдения является не текущее место в рейтинге или прибыль за последний квартал, а модель ведения бизнеса, развития персонала, построения бизнес процессов и принципов принятия решений и так далее. Вдвойне интересно посмотреть на компании, которые успешны не одно десятилетие и пережили не один кризис, при этом живя не за счет каких-либо монополий, эксклюзивных преференций и «копания золотых жил».

Одним из ключевых дифференцирующих факторов для таких компаний является способность длительное время вовлекать и направлять ресурсы своего персонала.


«Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти». Джастин Менкес, Executive Intelligence Group.


Ключевым фактором, обеспечивающим не случайное гармоничное и непрерывное развитие компании, становится способность и готовность людских ресурсов к адаптации в быстроизменяющейся среде, способность адекватно корректировать долгосрочную стратегию и текущую деятельность, считывая поступающие сигналы от потребителей, партнеров и конкурентов.

Каждая компания, подразделение, отдельный человек обладает определенной энергией. От того, куда, в каком направлении и насколько сфокусировано будет прилагаться эта энергия, зависит КПД, который можно с нее получить. С одной стороны, эта энергия может быть направлена во внешнюю среду, «кипячение рек и океанов», с другой стороны, может быть направлена на достижение значимых для компании целей.

Модель развития лидерства выступает одним из ключевых инструментов подобно линзе, позволяющей длительное время собирать и максимально эффективно использовать энергию компании.


«Высшее руководство должно тратить 40-50% времени на обучение и мотивацию своих людей». Бак Роджерс, IBM.


Четыре элемента развития лидерства

1. Искать пути и возможности

  • Лидеры выходят за привычные рамки, рискуя и экспериментируя. Безусловно, не все эксперименты заканчиваются удачно, зачастую они могут иметь даже плачевные результаты, но порой просто невозможно достичь чего-то нового, действуя традиционными методами. Главное ― учиться на своих ошибках и развивать аналогичный подход у своей команды.

  • Не бояться ошибаться, при этом учиться на чужом и своем опыте. Лидеры не боятся рискнуть и шагнуть за пределы зоны комфорта.


«Я бы не доверял тому, кто никогда не совершает ошибок, промахов, не терпит неудач в том, что пытается делать. Или он говорит неправду, или же слишком осторожен и тривиален. Чем ярче человек, тем больше ошибок он совершает в стремлении к новому». Питер Друкер.


  • Лидер находится в постоянном движении и поиске, а любое движение ― это преодоление препятствий и ограничений. Когда идет речь об ограничениях, лидер ― это еще и профессиональный скептик, задающий массу вопросов: что за ограничения, откуда они взялись, почему их следовало вводить и почему их не отменить прямо сейчас?

2. Указывать направление

  • Лидер может посмотреть на ситуацию более широко и со стороны. Это дает возможность выработать стратегию движения и быть готовым к разным сценариям развития ситуации, оперативно внося коррективы в связи с изменениями в окружающем мире.

  • Лидер создает у себя в голове четкий образ будущего и доносит его остальным. Какой бы отличной не была идея, она должна содержать понятный результат, а также «продана» как объединяющая своей команде.

  • Искреннее желание достичь цели выходит за рамки личного «Я», заражая энтузиазмом других. Получите от людей их сердца и энтузиазм, заразив их общей целью, какой бы она ни была невероятной. Держите глаза людей широко раскрытыми, чтобы они знали, что происходит и куда они идут. Только грибы могут расти, если их держать в темноте и иногда покрывать навозом.

В истории есть масса ярких примеров, когда одна мечта, которой горел лидер, соединялась с мечтами его команды, и делались вещи, казавшиеся ранее невероятными. Такие примеры были и будут всегда ― начиная от изобретателей самолета и кончая первым коммерческим космическим кораблем.

  • Подкреплять мотивацию успехом и обратной связью. Люди хотят быть причастными к большому делу и видеть результат своей работы. Видя хоть маленькие, но победы, люди воодушевляются и вкладывают свою энергию в достижении большой цели.

3. Предоставлять другим возможность действовать

  • Успешные лидеры помогают подчиненным расти и утверждаться, повышая уровень компетенции, привлекая их к процессам принятия решений и объективно оценивать их вклад.

  • Непрерывно развивайте команду. Развитие и обучение лучше всего производить «на марше», так как идеально подходящих людей практически нет. Лично я опробовал, возможно, даже парадоксальную методику ускоренного обучения ― ставить людям задачи, заранее зная, что их с первого раза не выполнят.

  • Помогайте своим подчиненным становиться лидерами. Растите профессионалов, делегируйте подчиненным все больше и больше полномочий, в ответ это побуждает людей достигать новых вершин, не теряя энтузиазм от столкновения с препятствиями и неудачами.

  • Поощряйте новое видение, тем самым мотивируя всю команду к инновациям. Многие компании (даже в странах, которые никогда не были в соцлагере, где иной взгляд на вещи годами истреблялся как опасный для существующего уклада) испытывают сильный дискомфорт и неприятие нового взгляда на привычные вещи. Причин этого может быть много: страх изменений, страх высказать свое мнение, закостенение, неспособность принять изменения, равнодушие и так далее. Результат, как правило, один ― сначала не заметили, что отстали от рынка, потом уже понимаем, что не можем догнать.

  • Проявляйте человеческое внимание, заботу, личную благодарность. Люди это оценят и потянутся к большим целям.

4. Подавать пример и следовать миссии и ценностям

  • Миссия и система ценностей в компании ― важнейшие элементы существования и долгосрочного развития любого бизнес-организма. Данная система выступает своеобразной конституцией, по которой живет вся организация. В ценностях содержатся ответы на вопросы о механизмах принятия решений в условиях высокой неопределенности и риска. Упрощенный пример, как работают ценности и миссия, ― две одинаковые компании одинаковой компетенции и мотивации, перед которыми поставлены задачи построить по одинаковому кораблю.

Компания 1: миссия и ценности не сформулированы, люди ходят на работу забивать гвозди, носить бревна и так далее.

Компания 2: миссия и ценности компании сформулированы, люди ходят на работу строить хорошие, качественные, красивые корабли.

У какой компании конечный продукт получится лучше?

  • Разрабатывая систему ценностей для каждой конкретной компании, важно помнить, что ценности должны быть тщательно подобраны согласно специфики организации и внедрены в весь «генетический код» организации. По этой причине следует быть уверенными в поддержке топ-менеджмента на всем длительном этапе внедрения, что позволит избежать основных ловушек, которые наблюдаются при внедрении системы ценностей.

Ловушка 1. Существуют две параллельные системы ценностей

Есть хорошее выражение: «Самый длинный путь ― от слова к делу». По этой причине важно не допустить ситуации, когда существуют две параллельные системы ценностей: «Говорим одно, делаем другое». В такой конфигурации ценности не выполняют своих реальных задач, быстро деградируют и становятся лозунгами, которые могут сработать только временно. Да и то ― как ширма для внешнего мира.

Ловушка 2. Ценности используются как инструмент подавления или ситуативного решения операционных задач (порой очень сомнительного содержания)

Если за этим не следить и, что еще хуже, данные приемы использует топ-менеджмент, в компании подрывается дух лидерства, творчества, самовыражения, генерирования инноваций. Если даже придется принимать решительные меры, то подобно запущенным формам рака, просто вырезать «очаг» не поможет. Потребуется долгая и мучительная терапия с высокой вероятностью летального исхода всего бизнес-организма.

  • В случае если компания не готова разработать для себя систему работающих ценностей, ценности все равно необходимы. Хотим мы того или нет, но в таком случае формировать и доносить ценности до своих подчиненных, коллег, даже руководства все равно придется. Проще всего ценности декларировать открыто. Это экономит массу времени, пока люди смогут составить карту ценностей лидера самостоятельно. Использование принципов порядочности ― это самый простой рецепт лидера, позволяющий максимально вовлекать людей и минимизировать потенциальный конфликт с организацией, не имеющей четких ценностей или имеющей систему двойных ценностей.

  • Демонстрируйте свою преданность ценностям. Для занимающих руководящие должности ответственность за соблюдение ценностей возрастает пропорционально должности. По этой причине необходимо:

― Уделять время и внимание самым важным ценностям

― Контролировать свою модель коммуникации в соответствии с корпоративной культурой и средой в организации

― Побуждать других действовать согласно принятых ценностей

― Искать обратную связь

― Использовать проблемные ситуации для пропаганды ценностей

Кроме рассмотрения описанной выше модели на уровне организации, указанные элементы применимы для руководителей практически любого уровня, проверенны на реальных проектах, позволяют за короткое время сплотить коллектив вокруг лидера и единой цели, повысить результативность подразделения и компании за счет непрерывного повышения уровня сотрудников, а также обеспечить формирование резерва управленческих кадров, подготовленных работать в том числе «завтра», а не только «сегодня» и «вчера». 


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
13112495
781




© PRO-MEDIA 2008