Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Технология бизнеса  

18.06.2013 :: Технология бизнеса :: Без плагиата: как бизнес будет получать научные степени

Сегодня в сфере аттестации высших научных кадров России сложилась неблагоприятная ситуация. По общему признанию, за последние годы качество научных работ и их научная новизна существенно снизились. Все чаще ученые степени получают люди, занятые на руководящих должностях в государстве и бизнесе и весьма далекие от науки. Проверки диссертаций, защищенных в последние годы, проведенные ВАК, выявили многочисленные факты заимствования, компиляции и откровенного плагиата в работах, представляемых к присуждению высоких научных степеней.

Характерно, что обозначенная проблема существует не только в России, но в ряде стран Европы. Достаточно отметить серию скандалов в Германии, связанных с плагиатом в докторских диссертациях, коснувшихся целого ряда крупных чиновников федерального правительства и едва не вызвавших правительственный кризис.

Обратим внимание на особенность ситуации: и в России, и в ряде стран «щепетильной» Европе скандалы были связаны, прежде всего, не с людьми из «чистой науки», а с представителями государственного управления и бизнеса. Среди них оказались как люди, которые наукой никогда прежде не занимались, так и те, кто пришел на руководящие должности из сферы науки и образования.

Суть проблемы

В таких условиях было бы упрощением предположить, что мы имеем дело только с явлением научной нечистоплотности или коррупции. Что требуется только ужесточить бюрократические процедуры и контроль за прохождением работ, чтобы решить проблему. Ситуации явно носит более системный характер. Она имеет статусно-репутационные корни, связанные с современным этапом развития общества. И, следовательно, именно в этом ключе должна решаться. Корни проблемы просматриваются в двух основных ее аспектах.

Первый аспект статусно-репутационного характера проблемы. В обществе, где научно-технический прогресс и инновации становятся основным конкурентным преимуществом, происходит переход от системы получения образования в молодости к системе «обучения в течение всей жизни». Это обусловливает стремление людей к непрерывному репутационному росту; к получению общественного признания их научных и профессиональных достижений. Причем стремление к материальным благам здесь явно не играет сколь-либо существенной роли. Ибо научные степени нигде в мире не гарантируют высокого материального благосостояния.

Можно констатировать, что сегодня как никогда возросло значение профессиональных компетенций и знаний в науке, а также в управленческой, юридической, образовательной, медицинской, инженерной и иных общественно-значимых сферах деятельности. Это создает у наиболее ярких представителей различных профессий, находящихся на руководящих позициях, вполне обоснованную потребность в общественном признании и оценке их достижений. Это, в свою очередь, порождает «статусный» спрос на научные степени и свидетельства. В результате нарастает поток  диссертаций, которые пишутся «под заказ» и не имеют отношения к науке. Явление особенно характерное для гуманитарных и экономических направлений. Как результат, уровень научных работ падает.

Подчеркнем, что именно статус общественного признания, а не статус признания в научном сообществе и репутация ученого, выступают в качестве мотивации для подготовки большинства таких работ. И это определяет второй аспект статусно-репутационного характера проблемы.

Второй аспект проявляется в том, что научная общественность и члены диссертационных советов ВАК, в целом, воспринимают защиту псевдонаучных работ и присвоение псевдоученых степеней с равнодушным безразличием, никоим образом не связывая происходящее со своей научной репутацией и именем. Этому способствует и существующая громоздкая, бюрократизированная и неэффективная процедура действующей подготовки и защиты научных диссертаций. Эта система имеет в своей основе серьезный системный недостаток, также имеющий статусно-репутационные корни: организуемый по правилам ВАК процесс подготовки и защиты научных диссертаций практически не связан с репутацией конкретного университета, где проводится защита, и с репутацией, существующей на его базе научной школы.

Тогда какво всем мире, напротив, именно репутация университета и бренда его научной школы выступают главной фактором, обеспечивающим объективность и бескомпромиссность оценки качества и новизны научно-исследовательской работы.

Предлагаемые пути решения

1. Краеугольным камнем реформирования национальной системы подготовки и защиты научных диссертаций должно стать перенесение центра репутационной тяжести и ответственности за качество и научную новизну диссертаций на конкретные университеты и представленные в их стенах научные школы.

Необходимо сконцентрировать защиты научных работ там, где работают профильные учебные с самой высокой национальной и международной репутацией. Сделать оценку работ «именной», а не анонимной, как нынешнее голосование на диссертационных советах. Радикально сократить число членов советов, чтобы решение голосующих оказывалось напрямую связано с их научной репутацией.

2. Однако, одного такого шага недостаточно. Ибо это подразумевает консервацию на неопределенное время существующей неэффективной и во многом дискредитировавшей себя системы подготовки и защиты диссертаций.

Решение проблемы требует создания в стране новой системы подготовки и защиты научных и профессиональных степеней, соответствующих нынешнему состоянию общества, современному передовому международному опыту.

Существовавшая в России на протяжении полувека двухуровневая система защиты кандидатских и докторских диссертаций, неплохо проявившая себя в первой половине XX века, в последние годы все более вступала в противоречия с мировой практикой. Полученные в России ученые степени с трудом коррелировали с принятыми в большинстве стран мира университетскими учеными степенями:

  • PhD, присваемыми за научные достижения,

  • системой прикладных профессиональных докторских степеней, связанных с высокими достижениями в прикладной, практической и обычно руководящей деятельности типа DBA, DPA и др.

После присоединения России к Болонскому процессу существующая система стала во многом объективным тормозом вхождения нашей страны в глобальную экономику и соответствующую ей глобальную образовательную систему, где общепризнанными квалификационными уровнями специалистов выступают всего три степени: «бакалавр», «магистр», «доктор». В этой системе после защиты магистерской диссертации следующим уровнем научного или профессионального роста является докторская диссертация – PhD (доктор философии в определенной отрасли науки) или прикладная (DBA – доктор делового администрирования; DPA – доктор государственного управления и др.). Именно эту систему единодушно поддержали все европейские государства, подписав Болонское соглашение. По этой системе работают все страны члены БРИКС, кроме России. Наконец, на эту систему перешли и страны АТЭС, кроме Вьетнама и России; переходят страны СНГ, стремящиеся использовать возможности международного разделения труда. Так, с 2011 года на эту систему перешел Казахстан.

3. Наряду с переходом на Болонскую систему трехуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – научная докторантура), функционирующую на основе ведущих университетов, у нас должна появиться и система профессиональных степеней, присуждаемых по результатам защиты прикладной проектной диссертации или по совокупности публикаций, и фиксирующих высокие профессиональные достижения соискателя, имевшие значительный общественный резонанс.

Если традиционные научные степени присваиваются за научные открытия и развитие научной теории, то применительно к профессиональным степеням во главу угла ставится прикладное исследование, обязательно связанное с профессиональной деятельностью соискателя, отражающее использование теории на практике, описывающее общественно значимый проект или внедрение научного открытия в хозяйственную практику.

Система таких степеней уже существует и с успехом действует в ряде стран мира. Так, профессиональные достижения в области управления отмечаются степенями Доктор государственного управления (DPA) для государственных служащих и Доктор делового администрирования (DBA) в области бизнеса. В юридическом мире за высокие практические достижения присуждают степени Доктор юриспруденции. В мире образования – Доктор образования. В медицине – Доктор медицины. В технических областях – Доктор инженерии и т.д. При этом, по умолчанию, общество и государство считает, что высокая профессиональная степень, как правило, свидетельствует о профессиональной пригодности соискателя к организационно-руководящей работе по своему направлению, фиксирует признание его профессиональных достижений. Но не имеет отношения к научным открытиям и развитию научной теории.

Определенный опыт присуждения таких степеней имеется в ряде университетов нашей страны. Так, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы уже более 10 лет существует программа Доктор делового администрирования, созданная академиком Абелом Аганбегяном. По ее итогам защищено свыше 250 профессиональных докторских диссертаций. Вслед за ней появились аналогичные программы в Выcшей школе экономики, Финансовом университете, Школе бизнеса МИРБИС. Готовятся к открытию аналогичные программы в Российской экономической академии им. Плеханова, Российском университете дружбы народов и нескольких других университетах страны. Национальным советом по оценке делового образования (НАСДОБР), созданным группой ведущих ассоциаций работодателей России, разработаны примерные требования к таким программам. Но этого, конечно, мало.

Процесс формирования новой национальной системы профессиональных степеней должен быть ускорен. Причем, она может быть создана как в рамках существующей ВАКовской системы, так и за ее пределами. Центр тяжести разработки системы и ее апробации должен быть возложен на Университеты и профессиональные ассоциации, имеющие высокую национальную и международную репутацию по каждому из направлений, а также опыт и экспертный потенциал.

На этапе становления новой системы процесс должен проходить под патронажем и контролем уполномоченного государственного органа – Минобрнауки РФ. А новые ученые и прикладные степени должны быть официально признаны государством в рамках специального постановления правительства.

4. Начало апробации новой системы не подразумевает немедленного отказа от существующей традиционной ВАКовской двухуровневой системы защиты кандидатских и докторских диссертаций.

На переходный период 5-10 лет две системы – централизованная ВАКовская и децентрализованная (с опорой на потенциал университетов) болонская – могли бы существовать параллельно. Группе экспертов, составленных из представителей университетской и академической науки, пользующейся наиболее высокой национальной и мировой репутацией, можно было бы поручить проработать пути выстраивания системы соответствия уровней и перезачета степеней «кандидат-доктор» и «магистр-PhD», учитывая время защиты, область защиты, их реальную научную значимость и т.п.

5. Чтобы время выработки общих подходов не стало стремиться к бесконечности и создание национальной системы научных и профессиональных степеней, соответствующих Болонскому соглашению, не легло в «долгий ящик», на фазе «пилотного проекта» процесс выстраивания новой системы учебных и прикладных степеней нуждается в поддержке и координации со стороны государства.

Как уже было отмечено, роль уполномоченного органа и координатора процесса должно взять на себя Министерство образования и науки. Поддержка государства и официальное государственное признание новых степеней требуется, чтобы в сжатые сроки разработать полноценный проект новой национальной концепции научных и прикладных степеней и чтобы привлечь к разработке ведущих экспертов профильных Университетов, профессиональных ассоциации страны, а также лучших зарубежных специалистов.

Ведущих российских экспертов, представляющих профильные университеты и ассоциации, следует объединить в специализированный совет при Министерстве образования и науки по разработке и внедрению новой национальной системы научных и прикладных степеней. Совет при поддержке министерства должен:

  • отвечать за организацию и мониторинг серии пилотных проектов, осуществляемых вузами;

  • отработать требования к диссертациям,

  • сформулировать параметры оценки качества и аккредитации,

  • разработать новые подходы к публикации основных результатов научных исследований, необходимых дня защиты диссертаций,

  • оформить четкую дорожную карту с фиксированными этапами работы, их временными рубежами, перечнем конкретных ответственных организаций и лиц.

Одновременно при поддержке Минобранауки и ВАК на базе основных профессиональных образовательных, научных ассоциаций и объединений работодателей  и при участии средств массовой информации следует организовать широкое общественное обсуждение рассматриваемой проблемы. И на его основе внести новые или уточнить существующие предложения по вопросам совершенствования национальной системы подготовки и аттестации научных, научно-педагогических и профессиональных работников, ее приведение в соответствие с современными потребностями социально-экономического развития страны, лучшими достижениями мировой практики и международными обязательствами Российской Федерации.

В дальнейшем, по итогам эксперимента, который должен продолжаться 5-6 лет, должно быть принято взвешенное решение о необходимости продолжения государственной поддержки новой системы или о возможности передачи полной ответственности за ее функционирование на вузовский уровень.

Дорожная карта

По реализации пилотного проекта по апробации системы профессионально-общественной аттестации в сферах бизнеса, государственного управления и других.

1. Организация широкого обсуждения целей, принципов и задач введения новой системы научной и профессиональной аттестации:

  • организация обсуждения в средствах массовой информации проектов нормативных документов по содержанию программ и требований к уровню подготовки

  • проведение конференции на базе РУДН с общественными профессиональными объединениями при организационной поддержке РАБО и НАСДОБР по вопросам введения новой системы научных и профессиональных степеней.

Срок – до 1 июля 2013 года.

2. Разработка нормативных правовых актов Минобрнауки России по организации пилотного проекта аттестации кадров высшей квалификации.

Срок – до 1 октября 2013 года.

3. Разработка нормативно-правовых документов по организационным аспектам реализации проекта: приказ Минобрнауки о составе участников и сроках реализации пилотного проекта.

Срок – до 1 октября 2013 года.

4. Установление требований к содержанию и процессу.
Срок – до 1 ноября 2013 года.

5. Утверждение порядка мониторинга хода реализации пилотного проекта и критериев оценки результативности.

Срок – до 1 декабря 2013 года.

6. Реализация пилотного проекта.

Срок – 2014-2015 годы.

7. Подведение итогов и подготовка постановления правительства по введению новой системы защиты и присуждения научных и профессиональных степеней.

Срок – до 1 декабря 2015 года.

Материал подготовлен Российским университетом дружбы народов в рамках конференции «О создании системы университетских научных и прикладных степеней в России».


Источник: 

http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1836562/

E-xecutive


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
3547560
2173




© PRO-MEDIA 2008