Регулирование предельного размера долговой нагрузки по займам Банк России начал еще весной 2016 года. Сейчас она установлена на уровне 2-2,5-кратного размера по отношению к займу. Иными словами, если займ был в размере 1000 рублей, то МФО не вправе требовать от заемщика вернуть больше 3500 рублей. Следующая цель регулятора - понизить эту планку до коэффициента 1,5. 

Более того, как заявил руководитель департамента микрофинансового рынка Банка России Илья Кочетков, регулятор планирует ограничить размер займа 10 тысячами рублей с максимальной переплатой в 3 тысячи рублей — включая и штрафы и пени. Сегодня МФО выдают займы «до зарплаты» в среднем под 2% в день на сумму до 45 тысяч рублей.

Очевидно, что выдавать короткие займы для микрофинансистов становится все менее и менее интересно. Это означает, что с рынка уйдут сотни организаций, которые ранее специализировались на выдаче коротких займов. По оценкам СРО «МИР», в структуре общего портфеля МФО на займы «до зарплаты» (сроком до месяца) приходится примерно 25% от всех выданных займов. Две четверти - среднесрочные потребительские займы (сроком до года). Оставшаяся четверть приходится на займы юрлицам.

Короткими займами пользуются примерно 4 миллиона россиян, что составляет более 60% от всех клиентов микрофинансовых компаний

Однако у независимых экспертов иные данные. Так, согласно аналитическому отчету компании «БизнесДром» короткими займами пользуются примерно 4 миллиона россиян, что составляет более 60% от всех клиентов микрофинансовых компаний.

Возникает вполне закономерный вопрос: куда пойдут эти клиенты после того, как Банк России сделает короткие займы невозможными? Особенно учитывая, что более трети коротких займов берется для оплаты продуктов питания, на погашение задолженностей по долгам и на другие неотложные нужды? Ведь тем, кому нужно перехватить до зарплаты на несколько дней, длинные потребительские кредиты не нужны. 

Очевидно, что спрос на такие займы не исчезнет по воле регулятора и заемщики будут вынуждены обращаться к незаконным кредиторам. Либо просто отказывать себе в потреблении самого необходимого. Последнее представляется сомнительным. Следовательно, в худшем случае заемщики останутся без защиты своих интересов со стороны закона, уходя в «серый» сегмент МФО. Особые опасения вызывает ситуация, при которой заемщики останутся без защиты при взыскании просроченной задолженности, ведь подобные нелегальные кредиторы пользуются услугами «черных» коллекторов. Со всеми вытекающими. Более того, ситуация осложняется слабой доступностью финансовых услуг в небольших городах, а также там, где нет возможности оформить онлайн-заем из-за недостаточного покрытия интернета.

Станут ли сами банки выдавать кредиты потенциальным заемщикам микрофинансистов

Итак, МФО вынуждают выдавать более длинные и более дешевые займы. То есть вынуждают конкурировать с традиционными банками. Станут ли сами банки выдавать кредиты потенциальным заемщикам микрофинансистов?

В конце июля 2018 года Банк России направил в Министерство юстиции проект поправок, разрешающих банкам не создавать дополнительные резервы по кредитам до 100 тысяч рублей, а также не требовать справки о доходах от клиентов. Когда поправки вступят в силу, это станет мощным ударом по МФО — по замыслу регулятора банки начнут конкурировать с ними на рынке небольших ссуд. Однако эксперты сомневаются, что банковские карты заменят займы «до зарплаты» в одночасье. Дело в том, что и сегодня многие банки кредитуют своих клиентов на небольшие суммы без справок о доходах, но дают деньги согласно своей кредитной политике и оценке рисков. Другими словами, либо не дают деньги потенциальным заемщикам микрокредиторов, либо дают редко. Тем более что расходы на привлечение заемщиков и их обслуживание у банков традиционно выше, чем у МФО.

Аудитория банков и МФО пересекается только частично и спрос граждан на короткие займы банки заместить не смогут

Судите сами: в первом полугодии 2018 года микрофинансовые организации увеличили выдачу займов на 13% - на 123 миллиарда рублей. Это больше того прироста, который показал кредитный портфель банков. Более того, эксперты отмечают, что клиентами МФО все чаще становятся люди, чьи доходы превышают 40 тысяч рублей в месяц. Причина заключается в том, что многие микрофинансисты предоставляют более качественный сервис, не говоря уже о скорости выдачи займов. То есть мы видим миграцию банковских клиентов в сторону МФО, а не наоборот. Многим заемщикам, особенно с испорченной или несформированной кредитной историей, гораздо проще получить микрозайм, чем банковскую кредитку. Эксперты подсчитали, что свыше 40% заемщиков МФО с доходом выше среднего имеют испорченную кредитную историю. Поэтому можно констатировать, что аудитория банков и МФО пересекается только частично и спрос граждан на короткие займы банки заместить не смогут.

Для того, чтобы банки смогли эффективно конкурировать с микрофинансовыми организациями, им придется перестраивать свои бизнес-модели, внедрять современные технологии по оценке платежеспособности заемщика. Иными словами, научиться корректно оценивать вероятность того, что клиент вернет деньги, не требуя  от него при этом справки о доходах. Вряд ли это возможно в ближайшие год-два. Тем более, что как мы уже сказали выше, банкам не очень интересна именно эта аудитория.

Внимание регулятора к микрофинансовому рынку, к сегменту коротких и небольших микрозаймов понятно. Это укладывается в общую концепцию предупреждения проблемы закредитованности россиян. Однако, учитывая существующий спрос на такие продукты, который легальные игроки не смогут удовлетворить, регуляторные ограничения в этой сфере могут привести к расцвету серого рынка.