Из-за этого около 500 тыс. туристов по всему миру попали в неловкую ситуацию, когда купленные билеты уже были у них на руках, но вылететь по ним они ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе никуда не могли. Чтобы как-то разрешить сложившуюся ситуацию, некоторые рейсы Wind Jet взяли на себя другие итальянские авиакомпании, часть из которых требовали доплату за билеты. По информации СМИ, клиентами перевозчика было более тысячи россиян.
В начале сентября МИД России разместило на своем сайте информацию о том, что туристам, имеющим неиспользованные билеты Wind Jet, следует отправить заказные письма на юридический адрес Wind Jet в Италии для получения компенсации. На деле же потерявшие деньги клиенты — индивидуальные туристы начали писать заявления в банки о неоказании услуг или несогласии с трансакцией.
Индивидуальная проблема
Индивидуальные туристы до сих пор подают заявления на chargeback в Сбербанк, ВТБ 24, «Ренессанс Кредит», Газмпромбанк и другие крупные банковские структуры. И в ряде случаев получают деньги обратно.
В пресс-службе МТС-Банка обозревателю Банки.ру объяснили, что процедура опротестования платежа строго стандартизирована для всех банков — членов международных платежных систем (МПС). По факту обращения клиента с заявлением об опротестовании платежа, которое может быть подано в течение определенного МПС срока, банк-эмитент формирует операцию опротестования. После этого банк-эквайер также в строго установленные сроки проводит служебное расследование относительно правомерности операции опротестования. В том случае, если в установленный МПС срок банк-эквайер не предоставит информации, свидетельствующей о правомерности проведенной операции, денежные средства будут зачислены на счет клиента.
Например, по картам MasterCard Worldwide претензионный цикл, в течение которого банк-эквайер проводит служебное расследование и принимает решение относительно правомерности заявленной финансовой претензии, составляет 45 календарных дней от даты расчетов с МПС. Также дополнительно банком отводится до трех рабочих дней для зачисления денежных средств на счет клиента — держателя банковской карты (в случае правомерности заявленной финансовой претензии).
«Необходимо отметить, что не банк возвращает деньги, а авиакомпания Wind Jet, — комментирует директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли. — Банк лишь является посредником в проведенной трансакции». А вот в банке «Ренессанс Кредит» отмечают, что возврат денег за билеты Wind Jet производится из собственных средств банка. Поэтому кредитная организация заинтересована в наиболее тщательном расследовании каждого подобного случая.
«Насколько мне известно, все туристы, которые летели или должны были лететь в ближайшие месяцы рейсами Wind Jet, были вывезены из стран пребывания или возвратили свои средства за счет туроператоров, — заявляет вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. — Но это касается только так называемых организованных туристов, то есть тех, кто покупал тур, включающий в себя авиаперелет, трансфер, проживание в гостинице и так далее».
Барзыкин отмечает, что путешествующие индивидуально и сами приобретающие авиабилеты могут получить свои средства назад при банкротстве перевозчика, как правило, в судебном порядке. При этом они должны подать соответствующее заявление для внесения в реестр требований ликвидационной комиссии. «В этом плане погоня за дешевым билетом может обернуться для «индивидуала» головной болью при возмещении собственных средств, если имела место чрезвычайная ситуация и полет не состоялся», — обращает внимание эксперт.
Собственная инициатива
Несколько источников, знакомых с ситуацией, рассказали обозревателю Банки.ру, что на данный момент банки возвращают деньги за билеты клиентам Wind Jet исключительно из собственных средств. «Мы делаем это, чтобы лояльность наших клиентов не снижалась, — поделился один банкир. — Тем не менее стараемся информацию о возвратах не афишировать. Те, кому нужно, сами подают заявления на опротестование операций за покупку билетов авиаперевозчика».
Следует отметить, что подобное неафиширование дает свои положительные для банков результаты: пока в кредитные организации для возврата средств по билетам Wind Jet обращаются единицы, и выплатить им компенсацию проще, чем если бы недовольных были сотни. Так, на данный момент с заявками на возврат средств в связи с отменой рейсов в Росгосстрах Банк обратились всего два человека, в МТС-Банк и «Ренессанс Кредит» — по одному. Судя по отзывам в «Народном рейтинге», несколько больше клиентов обращаются в Сбербанк и ВТБ 24, однако в этих кредитных организациях оперативных комментариев о числе обращений предоставить не смогли.
«Если банки возвращают клиентам деньги за билеты, то наверняка они планируют в будущем получить компенсацию от авиаперевозчика по праву регресса, — предполагает Барзыкин. — Другое дело — не превысят ли расходы на обеспечение этой процедуры расходы на компенсации клиентам по неиспользованным билетам?»
Анна ДУБРОВСКАЯ