Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Аналитика  

20.07.2020 :: Аналитика :: Инвестиции после локдауна: во что сейчас вкладывать деньги?

Падение реальных доходов, массовые банкротства и другие негативные последствия кризиса не окажут катастрофического влияния на рынок инвестиций. Существенная часть инвесторов работает в государственных и окологосударственных структурах, которые не сильно пострадали от локдауна в текущей ситуации. После окончания острой фазы кризиса перед ними встал вопрос: как адаптировать свой портфель под новые условия?

Средний класс от государства. В западных странах после каждого кризиса, как правило, начинается инвестиционный ренессанс. И в 2009, и в 2015 году после окончания периода волатильности инвесторы приносили деньги на фондовый рынок. В этот раз мы будем наблюдать ту же самую картину — к концу года объем средств, вложенных в различные финансовые инструменты, начнет расти. По данным совместного исследования BCG и Romir, инвестиции — одна из сфер, которые только выиграют от мирового кризиса. Так, среди категорий, в которых потребители планируют увеличить траты в ближайшие шесть месяцев, сбережения в США на первом месте, в Италии — на четвертом, в Китае — на седьмом. На то есть причины: сидевшие по домам люди уменьшили свои обычные расходы и еще лучше поняли необходимость формирования накоплений, плюс к этому на Западе инвесторы видят, что сейчас можно приобрести активы существенно дешевле их обычной стоимости.

Осознают ли российские инвесторы, что сейчас время копить и инвестировать? И продолжат ли они вкладывать свои сбережения во что-нибудь, кроме депозитов? Ряд экспертов полагает, что кризис существенно отразится на уровне доходов среднего класса. Массовое банкротство компаний малого и среднего бизнеса, сокращения персонала, уменьшение зарплат — все это существенно повлияет на инвестклимат. И в ближайшее время можно ожидать разве что оттока средств с фондового рынка.

Однако мы полагаем, что ситуация не окажет фатального влияния на уровень доходов тех людей, которых мы причисляем к среднему классу и кого называем частными инвесторами. Дело в том, что наш средний класс, в отличие от западного, формируется во многом за счет сотрудников государственных и квазигосударственных компаний, которые ограждены от серьезных проблем. Судите сами. Доля государственного сектора в российской экономике достаточно велика. Так, глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что уровень участия государства в экономике составляет 47–48%. В Федеральной антимонопольной службе заявляли, что в 2017 году доля госсектора могла превышать 60–70% ВВП, в 2018-м ситуация существенно не изменилась. Только работников бюджетных учреждений в 2018 году, по данным Росстата, насчитывалось 13,6 млн человек. В это число не входят сотрудники госкорпораций и окологосударственных компаний. Учитывая, что общее количество рабочей силы составляет 76 млн человек, это огромный показатель. Среди этих 13,6 млн человек немалая часть занимает руководящие посты и имеет весьма приличный уровень дохода. По нашим наблюдениям, среди тех, кто покупает различного рода финансовые инструменты, довольно много сотрудников именно разных государственных структур. Конечно, и у таких людей тоже будут сложности — могут уменьшиться зарплаты, пройти сокращения. Но все равно кризис не окажет катастрофического влияния на их уровень доходов.

Понятно, что оставшиеся на рынке инвесторы прекрасно понимают, что мир стал другим, и захотят кардинально пересмотреть подход к формированию портфеля. Какой стратегии им сейчас придерживаться?

Рынок готов к росту. После снижения ставки 19 июня до 4,5% Россия перешла в новую для себя реальность низких ставок. Сейчас пока рано говорить о том, долго ли ставки продержатся на этом уровне. Но если мы не увидим скачка инфляции или девальвации, то, возможно, придется с этой новой реальностью как-то мириться. Данный переход у населения будет не быстрым. Все еще живет в нашей памяти цифра 10% как некий минимальный уровень желаемой ставки доходности на капитал. И поскольку депозиты уже давно не такой доходности, инвесторы все чаще обращаются к другим инвестиционным инструментам, что практически гарантирует приток новых денег на наш фондовый рынок. 23 июня ЦБ выпустил пресс-релиз со статистикой новых клиентов на брокерском обслуживании и в доверительном управлении, число которых выросло на 18% и 14% соответственно (а на конец 2016 года их было чуть больше миллиона).

Можно предположить, что это стало одной из причин отскока российского рынка во II квартале. Российский рынок уже отыграл больше половины падения I квартала. И вполне возможно, в 2021 году произойдет рост до уровня выше докризисного.

Новые фавориты. Главный вопрос, на который инвесторы сейчас пытаются найти ответ, — какие активы можно считать наиболее перспективными в новых условиях? Вот наши предположения на этот счет.

Существенный рост может ожидать весь сектор IT — речь идет как о производителях аппаратной части, так и о компаниях — разработчиках софта и различных решений в данной области. Текущая ситуация показала нам, что доступные человечеству технологии не удовлетворяют наших потребностей. Онлайн-платформы испытывают небывалый приток клиентов и не справляются с нагрузкой. Сервисы видеоконференций и развлекательные порталы, не рассчитывавшие на взрывной приток пользователей, также допускают перебои в работе. Скорость Интернета, как оказалось, еще слишком низкая для комфортной «удаленки». А если учесть, что многие компании планируют оставить часть сотрудников трудиться вне офиса, то развитие IT-инфраструктуры становится первоочередной для всей экономики задачей.

Но если IT-инфраструктура — вопрос некоего стратегического развития, то сфера онлайн-услуг — куда более близкая потребителю история. И имена компаний более знакомые, так как с ними мы сталкиваемся регулярно в нашей повседневной жизни. И особенно после ухода на «удаленку». При этом все позитивные эффекты будущего перехода в онлайн будут отыгрываться для данных компаний быстрее, потому что потребитель быстрее адаптируется, чем бюрократизированные компании.

Главное — не спешить. Вопрос, когда заходить в эти активы, сейчас, пожалуй, даже важнее, чем выбор конкретных эмитентов. На текущий момент неясно, как будет развиваться ситуация и не будут ли на рынок воздействовать новые негативные факторы (например, если развитие получит «вторая волна»). Исходя из этого мы можем рекомендовать начать осторожно входить в выбранные активы, всегда при этом держа в уме вероятность «второго дна». Но даже если текущее падение не последнее, и мы будем наблюдать новое снижение, стоит рассматривать это как возможность улучшить свою позицию. Поставить все инвестиции на паузу нам представляется неверным решением — «второго дна», вполне вероятно, может и не случиться. И те, кто совсем осторожничает, могут лишиться возможности купить хорошие активы по низким ценам. Наращивать объем вложений можно постепенно, завершив этот процесс к концу года. Разумеется, не забывая про диверсификацию, необходимость консервативной части портфеля либо продукты с защитой капитала.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции



Борис Борзунов
Руководитель управления инвестиционного страхования СК «Росгосстрах Жизнь»»


banki.ru


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
14519245
349




© PRO-MEDIA 2008