Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Аналитика  

23.07.2020 :: Аналитика :: Сомнения вынужденного ретрограда

Пока мы восхищались тем, как классно у нас складывается в ходе карантина удалённая работа и дистанционная учёба, нехорошие люди с удовольствием и выгодой для себя использовали виртуальные каналы. По сообщениям правоохранительных органов, число мошенничеств с применением компьютеров и смартфонов выросло в разы.

Так что буду ретроградствовать и всячески наезжать, к примеру, на онлайн-банкинг – ибо именно на этой ниве злодеи особенно поднаторели. Буквально на днях известная радиоведущая Анна Шафран с обидой рассказала, как её обнесли почти на полсотни тысяч. Причём сообщения с «инструкциями» приходили с официального электронного адреса Сбербанка. Нечего и говорить, что сам главный банк страны ответственности на себя не взял и деньги, натурально, не вернул. Полиция же «взяла на заметку», на том дело и кончилось.

Кстати, в начале весны на мой мобильный тоже позвонили якобы из Сбера с сообщением, что мой счёт под угрозой, и для того, чтобы эту угрозу снять, надо произвести действия согласно опять же «инструкциям», которые приходили всё с того же адреса 900. Спасла меня (и мои не слишком большие, но очень нужные мне деньги), во-первых, врождённая нелюбовь к телефонным разговорам, а во-вторых, профессиональная информированность. Когда то и дело читаешь пресс-релизы о тех или иных банковских мошенничествах, поневоле начинаешь дуть на воду. Словом, когда девушка в телефоне стала совсем уж настаивать, я сказала, что завтра зайду в отделение банка и всё выясню на месте. «Вы что, мне не доверяете?» – обиделась собеседница. «Извините, не доверяю», – ответила я ей решительно. На том разговор и закончился. Само собой, я тут же позвонила в Сбербанк и сообщила о попытке мошеннических действий, продиктовав телефон, с которого мне звонили. Меня поблагодарили за звонок и обещали, что примут информацию к сведению. Но, судя по тому, как развивается ситуация, не приняли. И уж во всяком случае – ничего не предприняли.

Насчёт своего ретроградства это я пошутила. Не первый год пользуюсь онлайн-услугами, и были ситуации, когда без них я просто пропала бы (да и вообще я – фанат высоких технологий). Но всякий раз, нажимая кнопочку «оплатить» или «отправить», испытываю некоторый дискомфорт. Слишком уж часто появляются сообщения о всё новых случаях наглого и беспардонного обмана с помощью электронного сервиса. Похоже, что количество киберпреступлений растёт пропорционально ИТ-прогрессу. Не только в России, но и по всему миру – достаточно ознакомиться с отчётами Cisco, которые появляются раз в полгода.

В связи с этим возникает ряд обывательских вопросов.

Вопрос первый: чем, собственно, занимаются службы информационной безопасности в банках?

Вопрос второй: если банк буквально навязывает клиенту онлайн-обслуживание, не должен ли он нести прямую ответственность за сохранность его денег, доверенных честным гражданином кредитной организации?

Наконец, вопрос третий: почему специализированное управление МВД оказывается абсолютно бессильным перед «творчеством» виртуальных мошенников? Неужто все компьютерные гении и таланты хором подались в хакеры – так что никого не осталось на долю защитников закона?

Я далека от того, чтобы вдаваться в размышления по поводу тлетворного влияния капиталистических ценностей на неокрепшие умы – хотя и здесь есть вопросы. Если в уставе коммерческого предприятия (будь то банк или крупорушка по выпечке пончиков) главной и единственной целью записано извлечение максимальной прибыли, вряд ли социальная ответственность компании занимает совет директоров и младшего менеджера. Всевозможные красивые слова, записанные в «миссиях», никого не могут обмануть – они и придуманы именно для красоты.

С другой стороны, уголовная ответственность за подобные мошенничества нередко ограничивается либо штрафом, либо условным наказанием. Удивительный, надо заметить, гуманизм. При том, что за какую-нибудь банальную кражу или за «оптимизацию» налогов (и то, и другое – нехорошо, согласна) могут закатать по полной программе.

Впрочем, ужесточение наказания – отнюдь не панацея. Это тот самый случай, когда гораздо важнее профилактика. Проще говоря, бережёного Бог бережёт. Возможно, конечно, что всевышнему не до киберпреступности, так что полиции придётся-таки взять эту обязанность на себя. А государству – всеми возможными средствами привлечь к работе в соответствующих службах лучшие умы, особенно из тех, кто находится пока на распутье: то ли посвятить свою жизнь злостному хакерству, то ли выбрать благородный (и хорошо оплачиваемый) путь защиты общества.

А банкам, как и всем другим компаниям, предлагающим онлайн-сервис, прежде чем навязывать свои услуги, хорошо бы на берегу продумать эффективные методы защиты информации. А если защитить не удалось – отвечать рублём, так, чтобы клиент не оставался крайним. Иначе, на кой нам бес такой прогресс?

Но я ещё не завершила свои нападки на виртуальную революцию. Нет-нет, соцсети трогать не стану – пускай себе живут, создавая иллюзию общения. В конце концов прежде людям вполне хватало контактов и в реале, а соцсети оставались на десерт. Прежде… А потом грянул коронавирус, и народ засел по квартирам. Кто-то лентяйничал в своё удовольствие, однако большинство перешло на удалёнку. Оказалось, можно из дома, с любимого дивана, работать, учиться, сдавать экзамены и даже отмечать окончание школы. И так, видно, всё это кому-то понравилось, что теперь поговаривают о том, чтобы превратить экстремальный режим в повседневный.

Честно говоря, сама я уже лет десять работаю дистанционно. Но сам характер профессии предполагает, помимо виртуального, и реальное общение: какие-то интервью, форумы и прочие тусовки. Так что дефицита контактов не наблюдается. И совсем другое дело во время карантина, который у меня, в силу возраста, оказался почти вдвое длиннее, – впору было на стенку лезть. И не удивительно, ведь, как ни крути, а человек – животное социальное, даже если он законченный интроверт.

Однако суть тут не в эмоциях. Что касается детей, то детский сад и школа нужны им не только для образования, но и для социализации. И точно так же социализация важна для взрослых – не случайно в современных теориях управления так много внимания уделяют именно командной работе. Конечно, можно организовать мозговой штурм и при помощи Zoom. Но почему-то кажется, что он не будет столь эффективным, как в реале. Более того, специалисты уже говорят об эмоциональном выгорании те, кто вынужден учиться и работать на удалёнке…

Хотя, быть может, я здесь пытаюсь бороться с ветряными мельницами, и пресловутая «атомизация» и есть светлое будущее человечества? Воля ваша, но не хотелось бы. Так что можете считать меня виртуальным контрреволюционером.


Людмила Коваленко,

шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»



  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
14519484
588




© PRO-MEDIA 2008