Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Технология бизнеса  

02.11.2017 :: Технология бизнеса :: Почему мы закрыли клуб настольных игр: 5 фатальных ошибок

Иногда превратить хобби в бизнес оказывается не так просто, как кажется. И даже если ты до мельчайших подробностей знаешь дело, которым занимаешься, никто тебя не удержит от соблазна снять хорошее помещение в центре города и не научит правильно следить за балансом движения денежных средств. 

В ноябре прошлого года мы с женой решили открыть интернет-магазин настольных игр. Чтобы максимально дешево проверить идею — взлетит или нет, мы пошли по пути наименьшего сопротивления и принципиально ничего не стали покупать: просто сделали группу во «ВКонтакте», выложили в ней около тридцати игр, подготовили для них хорошие описания и запустили рекламу. Идея быстро загнулась, потому что, как оказалось, это никому не было интересно. Тогда мы решили запустить еще один пробный шар, но на этот раз купить игры и продавать игротеки. В этот раз мы опросили знакомых, и многие из них заинтересовались идеей, отметив, что в Екатеринбурге пока ничего подобного нет.

Сама тема игротек нам была близка — в то время мы сами с удовольствием играли в настолки, нам нравилось такое времяпрепровождение как безалкогольный интеллектуальный отдых и возможность завести новые знакомства. Мы договорились о проведении игротек с кафе, купили немного игр, часть настолок взяли из своих коллекций. На первую игротеку к нам пришло 12 человек. Со временем мы перешли на режим две игротеки в неделю — маленькую с простыми играми и большую со сложными. Суммарно нам удавалось собирать на мероприятия по 20 человек в неделю. Но поскольку каждый раз возникали определенные сложности с тем, чтобы договориться о новом месте, да и партнеры постоянно подводили, мы решили снять помещение и устроить в нем полноценный клуб настольных игр.

Бизнес-модель строилась на том, что мы предлагаем людям досуг как в антикафе, но со стоп-чеком. В распоряжении посетителей были игры, компания, чай и печенье, а также удобное помещение в центре города. За все это была установлена демократичная плата — 350 руб. в будни и 450 руб. в выходные. Позже мы снизили цену до 250 и 350 руб. В случае окупаемости бизнеса мы планировали вводить дополнительные услуги: проводить турниры, организовывать выездные мероприятия, продавать мелочь вроде кубиков и прочих вещей. Но даже в первоначальном своем варианте бизнес с трудом вышел в ноль, и нам пришлось принимать довольно сложное решение о закрытии клуба. У нас в городе есть еще один подобный клуб, и мы предложили его владельцам объединиться.

Сейчас, спустя время, мы осознали, какие грубые ошибки совершили, и готовы поделиться ими с теми, кто присматривается к подобной бизнес-идее. Возможно, наш опыт окажется для кого-то полезным.  

Ошибка №1: Мы не заложили в баланс движения денежных средств свою зарплату

Это самая серьезная ошибка, которую мы совершили при открытии бизнеса: мы вообще не учли свою зарплату, решив, что будем жить на доход от бизнеса. От этой ошибки нас не уберегло даже то, что один из основателей по образованию экономист.

С самого начала у нас были очень оптимистичные прогнозы по количеству посетителей и довольно пессимистичные по расходам. Спасло нас от быстрого закрытия второе — то, что изначально мы заложили расходов больше, чем их оказалось на самом деле. Но когда у нас закончились силы, заменить себя мы никем не могли по финансовым соображениям.  

2. Мы полностью закопались в бизнесе

При открытии бизнеса важно помнить об одном правиле: нельзя погружаться в дело с головой на 24 часа в сутки. Мы пренебрегли им, и постепенно наше некогда любимое хобби превратилось в рутинную работу. Все скатилось к тому, что мы приходили домой, только чтобы поспать, а рано утром снова бежали работать в клуб.

Из-за такого напряженного режима уже через полгода произошло перегорание. Логично было бы нанять на работу людей. Но в этом нам мешала ошибка № 1: людей нанять мы не можем, потому что зарплаты платить нечем.

3. Мы перестали экспериментировать 

Поначалу мы могли в течение двух недель проверять, каких результатов достигнем, если люди будут приходить к нам не по расписанию, а просто так. Этот эксперимент показал, что старые клиенты к нам возвращаются, а новые не ходят вообще. Таких экспериментов мы провели достаточно много, но могли бы и больше. Как показывает практика, благодаря экспериментам мы получаем выводы и, соответственно, больше возможностей что-то изменить в текущей ситуации — не просто шагнуть в обрыв, а найти более-менее устойчивую почву. Впрочем, это именно то, о чем предупреждал в своей книге «Бизнес как игра» Сергей Абдульманов.

С течением времени мы стали забывать об экспериментах и порой неделями пребывали в стагнации. Казалось, что страшного может произойти, если мы несколько дней ничего не будет делать? В итоге — произошло. По факту нам не хватило базы экспериментов, которая бы позволила принимать решения. 

4. Мы слишком рано начали арендовать большое дорогое помещение

В день открытия в клуб пришло 80 человек, и мы превзошли ожидания всех магазинов настольных игр в городе. Но открытие бывает только раз в жизни. А уже на следующий день клуб был пустой. Через три дня к нам пришли всего три человека — вернулись «старички». Мы же рассчитывали, что к нам стабильно будут ходить как минимум 20 человек.

Нам надо было нарабатывать клиентскую базу из постоянных клиентов и только потом переходить в режим аренды помещения, тем более в центре Екатеринбурга за 40 000 руб. в месяц. В итоге клуб смог покрывать лишь операционные расходы, а прибыли не приносил.  

Сейчас я могу точно сказать, что необязательно вообще что-либо покупать. Как показала практика, можно легко привлекать в клуб людей со своими играми. Например, мы можем объявить о проведении игры, которой нет в клубе, в определенное время и на ограниченное количество мест. И люди с интересом реагируют на это объявление, стараются успеть записаться. В результате все остаются довольны: те, кто пришел на игротеку, потому что им предложили игру, и человек, который принес эту игру, потому что его обеспечили компанией. 

Наш самый главный актив — это игры, их у нас порядка 100 штук, и это существенная коллекция для клуба в Екатеринбурге. Но даже и без коллекции можно обойтись. Для этого достаточно подружиться с магазинами настольных игр. И это, пожалуй, единственное, что мы сделали правильно. Сейчас мы можем прийти в магазин и запросто попросить у директора несколько игр на завтра. Но в свое время мы сильно недооценили эту возможность.

На самом деле в бизнесе проверять без лишних затрат можно абсолютно все. Мы, не понимая этого, рано начали арендовать помещение, купили большую коллекцию, вместо того чтобы брать игры бесплатно. Сейчас мы понимаем, что экономить нужно на всем: чем меньше денег потратишь, тем больше будет возможностей держаться на плаву.

5. Мы не изучили чужой опыт 

Если вы намерены реализовать идею, которую кто-то уже придумал до вас, то посмотрите, в каком виде она существует, прибыльна она или нет. Изначально мы были уверены в том, что клуб настольных игр может быть самостоятельным бизнесом. Мы равнялись на плейлофт GaGa в Санкт-Петербурге площадью 1000 кв.м, но не учли, что GaGa — один из крупнейших производителей настольных игр с огромной коллекцией в 1 500 наименований. Только недавно, промониторив Google и посмотрев, какие клубы существуют в мире, мы выяснили, что GaGa и есть единственный пример реально действующего и, возможно, коммерчески успешного бизнеса с настольными играми. Но в чистом виде клубов настольных игр в мире не существует вообще. Как правило, клуб — это лишь дополнительная возможность привлечения покупателей при основном бизнесе в виде магазина с настолками или кафе.

Идеальный пример клуба мы нашли в Оксфорде: он работает при кафе, где продаются разные снэки и напитки, и предлагает 4 000 наименований игр, при этом с посетителей берут деньги за проведенное время. Однако, судя по фото, именно услугами клуба настольных игр почти никто не пользуется, в основном такой бизнес работает в формате кафе + магазин.

Наша ошибка состояла в том, что мы не посмотрели ни на западные, ни на российские образцы. Зная о существовании GaGa, мы не учли, что это совсем другая история — со своей развитой сетью магазинов и производством. Со временем у нас появились мысли о том, как вывести бизнес в плюс и что конкретно сделать, чтобы он продолжал работать только как клуб, без магазина и кафе. В частности, переориентироваться с физических лиц на юридических лиц. Как известно, настольные игры — отличный способ командообразования, и многие компании его практикуют. Но пока мы не готовы проверять эту идею. 

Несмотря на то, что продолжительность жизни нашего первого бизнеса оказалась короткой, за последний год мы приобрели немало полезных уроков, которые, я уверен, пригодятся в будущем. В ближайшее время мы планируем взять тайм-аут, но после небольшого отдыха выйдем с новой идеей. И хотя бы от пяти ошибок наш будущий бизнес будет застрахован точно. 





журнал КОНТУР


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
9990167
2528




© PRO-MEDIA 2008