![]() |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|
29.05.2020 :: Технология бизнеса :: Как предприниматели планируют выходить из карантина
Так называемая «самоизоляция» не может длиться вечно — в какой-то момент мир начнет восстанавливаться. Мы спросили предпринимателей о том, как они видят свое будущее после карантина, как будут восстанавливаться и что из придуманного в самоизоляции планируют использовать дальше. Берите на вооружение, что-то может пригодиться.
Воспользуйтесь мерами поддержкиНеважно, открыли вы новое направление или просто пережидали весь карантин, расходуя финансовую подушку. Используйте возможность получить государственную поддержку:
Работают быстрееОснователь креативного агентства для малого бизнеса StMartin.agency Юлия Кушнир рассказала, что карантин помог ей найти новое конкурентное преимущество. В ее отрасли работы над концепцией или сайтом могут длиться месяцами, но сейчас её задача — свести все услуги к сроку в 2-3 недели. «До наступления карантина у нас была популярная услуга — стратегия развития для бизнеса на полгода. Делали мы её, в зависимости от компании клиента, 2-2,5 месяца. Сейчас, понятное дело, долгосрочное планирование невозможно, но люди хотят знать, как развиваться в ближайшие 1-3 месяца. И результат им нужен быстро. В итоге мы переобулись за три дня. Буквально за ночь составили программу работы с клиентом, где главные козыри — скорость и тактика. Теперь клиент получает проект развития через две недели после обращения. В ближайшее время я планирую ускорить абсолютно все процессы, оставлю эти экспресс-услуги и после снятия карантина», — рассказала Юлия. Активно развивают продажиВеб-студия WebSweetWeb Антона Катанаева только начинает ощущать последствия карантина — клиентов становится меньше, средний чек тоже перестал расти. Одним из решений проблемы стала работа с теми, кто уже доволен студией. «Мы стали больше предлагать тем, кто уже покупал у нас. Например, приходил человек когда-то за лендингом, остался доволен. Раньше мы просто сдавали проект и получали деньги, как бы забывали про него. Сейчас же думаем, чем еще помочь, и предлагаем, возобновляем общение. Точно так же и с теми, кто пришел первый раз. Звонит человек — открыл кафе, а тут карантин. Нужно срочно сделать сайт. Мы его спрашиваем, как он планирует искать клиентов, и в итоге закрываем сделку на продажу комплекса услуг, — говорит Антон Катанаев. — Я общаюсь с коллегами, у них сейчас примерно аналогичная ситуация. Карантин многих из нас заставил пересмотреть отношение к продажам. Раньше мы работали на “сарафане”. Сейчас начали активно продавать». ![]() Подберите организации, которым подходит ваш товар или услуга. Исключите неплатежеспособных. Повышайте эффективность продаж за счет сегментации и анализа B2B-рынка. Узнать большеНаходят способы рекламироваться без денег или очень дешевоВладелец непродовольственного экомаркета «Полоскун» Андрей Ардатов признался, что из-за карантина в компании стали по максимуму использовать бесплатные или акционные возможности для рекламы и повышения узнаваемости бренда. С целью пиара прошли отбор на конкурс «Наше дело» от Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и радиостанции «Наше Радио», также поучаствовали в конкурсе «ЯБерегуПланету» от National Geographic. Клиентов помогли привлечь блогеры — с ними владелец экомаркета смог договориться о публикации постов по бартеру, за продукцию компании. «Работа с инфлюенсерами зашла не вся. Мы попробовали размещать посты у трех блогеров, новые покупатели в интернет-магазин пришли только от одного. Но даже такой результат позволил заработать достаточно денег, которые мы направили на закупку нового товара. Развивать интернет-магазин буду и после снятия режима изоляции. Плюс жду роста продаж в обычном магазине. За эти два месяца о нашем бренде узнало много людей, осталось дождаться, когда они смогут свободно к нам приехать», — говорит Андрей Ардатов. Для привлечения клиентов использовали бесплатные и акционные возможности и другие опрошенные нами бизнесмены. Антон Катанаев рекомендует постоянно следить за сервисами контекстной рекламы — у Яндекса и Google постоянно появляются купоны и спецпредложения, по которым бюджет нужно пополнить на условные 3 000 руб., а за это вам добавят еще 5 000 и заодно бесплатно настроят рекламную кампанию. Открыли новые направления с той же командойКарантин и закрытые границы буквально разрушили туристический рынок. Бизнесмены из этой отрасли разделились на два лагеря: одни ждут снятия запретов и придумывают программы для внутреннего туризма, а вторые решили переформатировать бизнес и создать что-то новое с теми же ресурсами. У Виктории Золотовой два проекта — агентство бизнес-туров Innovationcamp и обучающих туров для fashion-индустрии Fashionovation. Сейчас оба не работают, поэтому предпринимательница решила переформатировать проект и фактически открыть новое направление, но с той же командой. «Сейчас мы запустили онлайн-университет в сфере моды — для стилистов, PR-специалистов, дизайнеров, фотографов, — рассказывает Виктория Золотова. — Пришлось довольно быстро разбираться с тем, как перенести атмосферу тура в онлайн-обучение. Сложно было и команде — им нужно было быстро переучиться, разобраться с монтажом роликов, с составлением презентаций. Раньше презентацией был сам Милан, показ моды, в онлайн-обучении же всё иначе — нужно придумывать, как заинтересовать слушателей». «В онлайне сложнее с привлечением людей. В офлайне было достаточно сделать 1-2 касания — и человеку уже становилось интересно. В онлайне даже на бесплатные мероприятия нужно делать 5-7 рекламных и маркетинговых касаний, делать персонализированную рекламу», — говорит предпринимательница. Пока проект только раскручивается, но уже есть первые продажи — эти деньги позволили не увольнять команду и развивать идею дальше. После кризиса онлайн-университет и в принципе образовательные проекты Виктория Золотова будет развивать как отдельное направление. Ушли в онлайнБез клиентов из-за карантина остались и представители фитнес-индустрии. Многие решили переждать и поддерживать бренд с помощью прямых эфиров в Instagram. Сеть спортивных студий REBOOT запустила тренировки онлайн. Выглядит это как отдельный раздел сайта с галереей роликов. Владелец студий Тимур Газизуллин утверждает, что проект был реализован буквально за неделю после объявления карантина. «Первыми посетителями стали постоянные гости наших студий в Москве. Затем запустили рекламную и PR-компанию — через лояльные СМИ, блогеров в Instagram, рекламу в социальных сетях и коллаборациями с Nike и другими дружественными брендами», — говорит Тимур Газизуллин. ![]() Откройте свой интернет-магазин за пару кликов. Получите в подарок платформу для самостоятельного запуска онлайн-продаж, управления заказами и продвижения. Попробовать бесплатноБизнесмен предполагает, что люди за время карантина привыкли к тренировкам дома, поэтому спрос на услугу останется и после снятия всех ограничений. Поэтому онлайн будет работать параллельно со студиями. «В нашем случае влияние карантина может длиться несколько лет, — считает он. — Поэтому решающим фактором успеха или провала станет именно онлайн-направление бизнеса». Работать виртуально решили и в агентстве спортивного маркетинга S&A — провели виртуальный забег STOP Coronavirus. «В нем приняли участие уже больше 1 000 человек из 10 стран СНГ и Европы. Выручка превысила 1 млн руб. Если смотреть на наши затраты — работа с партнерами, заказ медалей и футболок, то экономика находится в рамках нормы нашей рентабельности. Мы довольны результатом эксперимента и определенно включим его в нашу продуктовую линейку на постоянной основе», — рассказал гендиректор агентства Александр Орехов. Пробуют заработать на тендерахИндивидуальные предприниматели и небольшие ООО неохотно участвуют в закупках, а порой и вовсе не знают о таком способе заработать. Хотя для малого бизнеса в тендерах есть льготы и специальные условия. Попробуйте, это может быть выгодным направлением. Основатель компании «Центр экипировки персонала» Вячеслав Тесля говорит, что тендеры в этот кризис помогли ему сохранить бизнес: «Первые тендеры мы выиграли в декабре-январе, когда ситуация с карантином только начала развиваться — это контракты на спецпошив для подразделений охраны и транспортной безопасности. Продолжаем искать новые закупки. Недавно подписали контракт на разработку корпоративного стиля сотрудников инкассации. Поэтому сейчас часть нашего производства отдана под шитье масок, а часть — под объемы заказа. Из-за работы с госкорпорациями мы не только не сократили людей, но и набираем новых». ![]() Поможем на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта. Узнать большеСтали работать удаленноКроме массового ухода в онлайн в этот кризис появилась еще одна тенденция — многие вынужденно попробовали формат удаленной работы. Пока неизвестно, сколько предпринимателей согласится отказаться от офисов, но первые результаты уже есть. Соцсеть Twitter предложила сотрудникам, чье присутствие в офисах необязательно, окончательно перейти на удаленную работу — об этом пишет BuzzFeed News со ссылкой на письмо гендиректора Twitter Джека Дорси. Косвенно о тенденции перехода рынка в режим удаленки свидетельствует и рост количества соответствующих вакансий. По данным Работа.ру, только за март их стало больше на 71 %. Рост фиксируют и HeadHunter — на 38 %. Что делать после кризисаМы систематизировали советы предпринимателей в один список и вот что получилось. Используйте их, если планируете развивать бизнес и после снятия карантинных мер:
Главное, о чем говорят все опрошенные нами предприниматели — старайтесь действовать. В карантин порой хочется поставить все дела на паузу и просто отсидеться. Проанализируйте ситуацию, насколько вашему бизнесу будет полезна такая стратегия. Может быть, лучше предпринять что-то полезное и заработать?
Дмитрий Кузьмин
НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ
журнал КОНТУР
|
|
||||||||||||||||||||||||
![]() |