Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Технология бизнеса  

16.12.2020 :: Технология бизнеса :: Прогореть на франшизе: провальный запуск школы бальных танцев

Не получив тех обещаний, которые давала управляющая компания, франчайзи попыталась вернуть деньги через суд, как и многие другие партнеры сети. Но оказалась, что договор слишком хорошо защищает интересы основателя.

В 2018 году предпринимательница купила франшизу школы бальных танцев в крупном городе, но быстро разочаровалась в продукте. Сопровождения не было, программа обучения не соответствовала стандартам отрасли, при этом нужно было платить роялти, налоги и инвестировать в таргетированную рекламу.

Сегодня рынок франшиз набирает обороты, и иногда предложения «упаковываются» так красиво, что сложно пройти мимо. Контур.Журнал попросил предпринимательницу поделиться опытом и рассказать, на что нужно обращать внимание при покупке франшизы, чтобы не допускать тех же ошибок.

Как франчайзер отказался вернуть деньги и выиграл все суды

Прежде чем запустить бизнес, я много читала о нем онлайн и попалась на настроенную на меня рекламу красиво упакованной франшизы в соцсетях. Продукт был упакован на 10+ и по сути я купила красивый красочный фантик. Можно было выбрать один из трех пакетов: за 200 000 руб., 250 000 руб. и 500 000 руб.

Я выбрала вариант за 250 000 руб. В управляющей компании обещали приехать и запустить все за нас, а если бизнес не пойдет, через несколько месяцев полностью вернуть деньги.

Ошибка № 1. Быть уверенным, что компания вернет деньги в случае провала.

Инвестируйте в продукт столько, сколько вы готовы потерять. Именно поэтому во многих франшизах не принимают франчайзи с кредитными вложениями. На старте франчайзи несет много расходов и при этом далеко не всегда достигает успеха.

В результате никому из франчайзи, которые покупали полный пакет, не вернули деньги. Юристы не смогли найти лазейку в договоре, его изначально составили так, чтобы он был максимально выгоден для продавца и невыгоден для покупателя, который соглашается взять все риски на себя. В 2019 году решение суда в Екатеринбурге установило, что в действиях владельца франшизы формально усматриваются признаки состава преступления по ст. 159 УК РФ (мошенничество), но по факту пока он выиграл все суды.

У меня есть обращение в прокуратуру и аудиозапись разговора с владельцем франшизы, на которой он признает свою вину, но говорит, что не собирается возвращать нам деньги. Тем не менее, такую запись, сделанную без разрешения, нельзя прикрепить к делу, и она не помогает выиграть суд.

Я запустила франшизу в сентябре 2018 года и промучилась с ней до зимы 2019 года. Тогда школа только запустилась, мы попали в первую волну франчайзи и нам не у кого было спросить, что на самом деле из себя представляет этот бизнес.

В договоре было указано, что мы берем все риски на себя. Были прописаны бешеные штрафы за разглашение коммерческой тайны, но не были обозначены никакие обязательства со стороны франчайзера, если он не открывает для нас программу или не сопровождает бизнес. Договор был составлен так, чтобы полностью подстраховать основателя.

Если бы я проконсультировалась с юристом, может быть, ничего бы не изменилось. Мне очень нравилось, как упакована франшиза, и на старте я была уверена, что хочу ее развивать.

Поначалу мне звонили каждый день и отвечали на все мои вопросы, рассказывали, что по данным Росстата есть определенное количество детей от 3 до 6 лет, которые придут к нам на танцы.  Мне обещали, что через 2-3 месяца я выйду на 100 000 — 150 000 руб. чистой прибыли в месяц.

Мы связывались с отделом поддержки через почту, но часто ответа не было вообще. В ответ на жалобы нам говорили, что мы должны уметь справляться с проблемами как предприниматели, и обещали удалить из чата за жалобы. База данных была очень сырой: ею занимался менеджер, который должен был еще и продавать франшизы. Позже он уволился.

Сопровождение франчайзи было только на бумаге

У меня не было опыта развития бизнеса и занятий бальными танцами, но в управляющей компании успокоили и пообещали, что квалифицированные сотрудники будут консультировать и сопровождать меня на каждом этапе.

Первые полгода прошли без сопровождения: сотрудники были обычными студентами, которые не имели отношения к бизнесу, не вникали в дела каждого франчайзи и менялись каждую неделю. Никто не комментировал мои ежемесячные отчеты, не корректировал расчеты. Тем не менее, франшиза была хорошо упакована и благодаря этому хорошо продавалась по России, заключалось все больше новых договоров.

Через полгода, когда начались суды против владельца, нас вынудили подписать акты об оказанных услугах. Это была ловушка: если бы мы не подписали акты, нам бы не дали доступ к программе обучения.

Изначально ее выдавали по запросу небольшими частями, поэтому оценить продукт не могли даже танцоры бальных танцев. Подписав договор, мы сами полностью лишили себя возможности выиграть суд.

На записи владелец признается, что это была вынужденная мера, так как тогда он еще не был уверен в том договоре, который заключал со всеми франчайзи. Запуск школы в городах России был «бардачным», и франчайзи не получили сопровождение.

Так как франшиза хорошо продавалась, действующим франчайзи не уделяли никакого внимания, хотя и обещали, что будут помогать на каждом этапе. Доступ к учебной программе открывали с задержкой на одну-две недели. Часто тренер не мог дать детям новую программу, потому что на наши запросы никто не отвечал. Программу выдавали порционно каждый месяц, а потом закрывали, объясняя это защитой коммерческой тайны.

Ошибка № 2. Не защищать тылы. Если франшиза появилась на рынке только что, оценить, как будут осуществляться консультирование и поддержка франчайзи на самом деле, очень сложно.

Заранее оцените, какие вопросы вы сможете решить самостоятельно, а в каких без поддержки не обойтись и где, в случае необходимости, ее можно найти. Если поддержки нет, но ваши обязательства (роялти, вложения в рекламу и сопровождение) остаются прежними, подумайте о расторжении договора.

Вместо бальных танцев обычные игровые

Программа обучения не соответствовала программам бальных танцев. Детям давали обычные игровые танцы вроде «танца маленьких утят», которым учат в любом детском саду. Владелец считал, что заработать на бальных танцах невозможно, так как их преподают почти бесплатно в любой специальной школе. В среднем восемь занятий в наших школах стоили 3 000 — 4 500 руб., а в школах бальных танцев — 1 500 руб., поэтому родителям было выгоднее отвести детей на настоящие бальные танцы.

Мы позиционировали себя как профессиональную школу бальных танцев. При этом, когда родители приводили детей на занятия, они видели, что дети танцуют игровые танцы. Франчайзи с опытом бальных танцев в Абакане и Краснодаре сразу начали корректировать программу и преподавать настоящие бальные танцы: ча-ча-ча, вальс, самбу. Или сами тренировали детей, или обучали педагогов.

Большинство соревнований по бальным танцам связаны с Всероссийской федерацией танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла — предполагается, что дети учат танцы с самого начала и на достаточно серьезном уровне. По франшизе дети в основном участвуют в соревнованиях Российского танцевального союза в Санкт-Петербурге, и как раз там франшиза развивается относительно успешно.

Ошибка № 3. Не провести минимальный анализ продукта. Если вы не разбираетесь в продукте или нише, попробуйте поговорить с конкурентами или независимыми экспертами и попросить их оценить качество товара или услуги. Если вы видите, что качество услуги не соответствует заявленному, подумайте, как вы можете его улучшить своими силами.

Когда я покупала франшизу, я ничего не знала о рекламе. Мне сказали, что на первое занятие приведут 30-50 человек, настроят рекламу и она будет работать. Оказалось, что в таргетированную, контекстную и наружную рекламу, а также в продвижение в соцсетях, нужно было вложить столько же, сколько в саму франшизу.

Дополнительно я вложила в рекламу 150 000 руб. и еще 50 000 — 60 000 руб. в подарки: нужно было закупить форму, дневники, стаканы с гравировкой.

Сразу после покупки франшизы мне нужно было заплатить за открытие ИП, найти бухгалтера, который помог бы разобраться с зарплатами, соцстрахом, налогами, и платить роялти от 10 000 руб. в месяц. Я оказалась в ситуации, когда мне никто не помогает, а время идет.

Предполагалось, что с нами будет бесплатно работать таргетолог, который настроит рекламу, но начиная со второго месяца нам приходилось платить за его работу по 7 000 — 10 000 руб.

На старте мне не с кем было проконсультироваться. При этом меня подкупило то, что франшиза входила в список Forbes в десяток лучших франшиз по окупаемости, а имя основателя упоминалось в деловых изданиях.

Ошибка № 4. Верить всем публичным заявлениям основателей. Не всегда стоит ориентироваться только на рейтинги и публичность основателей.

Если поговорить с другими франчайзи невозможно, попробуйте найти специалиста, который поможет оценить франшизу со стороны.

Единственный формат обучения, который был нам доступен, — это курс в Санкт-Петербурге, на котором рассказывали, что такое лидогенерация. Красиво описывалась воронка продаж: десять человек записывались на бесплатное вводное занятие, еще восемь оставались, и так франчайзи получал высокий заработок.

Особенность этой франшизы была в почасовой аренде. Основатель позиционировал такой формат как плюс, но в реальности франчайзи часто сталкивались с проблемами, потому что многие помещения закрывались или передавались в аренду другим арендаторам на полный день. При этом аренда стала достаточно дорогой.

Общие вложения

Франшиза — 250 000 руб.

Реклама — 150 000 руб.

Таргетолог — 7 000 — 10 000 руб. в месяц

Роялти — от 10 000 руб. в месяц

Подарки для детей — от 50 000 — 60 000 руб.

Идея с подарками тоже не срабатывала: нам объяснили, что, если мы будем дарить детям дневник, клиенты будут возвращаться. Все уходило в минус: родителей не устраивала программа и цена занятий в два-три раза дороже бальных танцев, они приходили на бесплатное вводное занятие, забирали дневник и уходили.

При этом каждый месяц нужно было платить минимальные 10 000 руб. за роялти, потому что больше все равно ни у кого не выходило.

Ошибка № 5. Не запастись достаточными финансовыми вложениями.

Продумайте, какие дополнительные расходы вы будете нести, развивая франшизу, и где вы можете взять деньги на первоначальные вложения.

Практически сразу начались суды. Партнеры поняли, что купили кота в мешке, но договор был составлен так, что невозможно было вернуть деньги. Франчайзи из Казани фиксировал все нарушения, потратил много денег на суды в Санкт-Петербурге, но все равно проиграл дело.

Я старалась спасти бизнес, из последних сил вкладывалась в рекламу, сама расклеивала объявления, покупала таргетированную рекламу, но через полтора года окончательно сдалась.

Основные проблемы франшизы

  • Продукт не соответствовал действительности: вместо бальных танцев преподавались игровые.
  • Цена продукта была в два раза выше рыночной.
  • Не предоставили таргетолога.
  • Первые полгода сопровождения не было совсем.
  • Программу нельзя было сразу оценить полностью, потому что доступ к курсам открывался частями.

На что обратить внимание перед покупкой франшизы

Я бы никому не посоветовала покупать франшизу, потому что по сути ты покупаешь красивый фантик. Проще нанять специалиста, который придумает и упакует бренд, поможет настроить социальные сети.

Покупая франшизу, вы берете на себя большие риски, по сути открываете филиал, не являясь предпринимателем, и уже всем должны, хотя еще ничего не умеете делать.

Если вы все-таки твердо намерены запустить франшизу, нужно обеспечить подушку безопасности: вложения в рекламу должны быть примерно равны первоначальным инвестициям. У нас не было денег на рекламу, поэтому нам пришлось брать кредиты.

За время работы над франшизой я узнала, что главное для будущего бизнеса:

  • хорошо упаковать продукт;
  • подготовить скрипты продаж;
  • понять каждый этап взаимодействия с клиентом;
  • все рассчитывать и анализировать — вложить ли деньги в билборды или в рекламу во ВКонтакте, насколько она эффективна и стоит ли опять в нее инвестировать. 



Кристина Шперлик
ПЕРВЫЙ БИЗНЕС

журнал КОНТУР


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
15370582
1085




© PRO-MEDIA 2008