Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

  Финансы  

21.10.2019 :: Финансы :: Почему рынок займов до зарплаты схлопнулся

Центробанк ужесточил условия работы микрофинансовых организаций и МФО стали чаще отказывать клиентам в выдаче займов, сообщает РБК. В первой половине 2019 года уровень отказов в выдаче микрозаймов в среднем по рынку составил 68-70%, что на 8-10% превышает показатель 2018 года.

Значит ли это, что МФО получили «черную метку» и начали терять рынок? Кто генерирует спрос на услуги микрокредитования? По каким ставкам работают эти организации? Какова динамика рынка МФО? На вопросы редакции Executive.ru отвечают эксперты.

Алексей ЛашкоОсновные изменения происходят в секторе Payday loans

Алексей Лашко, директор, МКК «Содействие XXI», эксперт Executive.ru

Рынок меняется, становится более цивилизованным. Основные изменения происходят в секторе Payday loans (PDL) – займы до зарплаты. Средняя сумма 9000 руб., до 30 дней, ставка – до 1% в день. ЦБ РФ понизил максимальную ставку до 1% в день и уменьшил возможность получать с клиента проценты до двух сумм основного долга. Увеличилось число отказов клиентам МФО, регулятор подталкивает игроков к риск-ориентированному подходу (ставка зависит от типа клиента). С 1 октября 2019 года вводится понятие «предельной долговой нагрузки» – если компания выдает займы закредитованным, будет оказываться давление на капитал.  

В секторе Installment (средняя сумма 20 000 руб., аннуитетный платеж до 12 мес., ставка от 0,2% в день) ничего не изменилось. Рыночная ставка ниже, чем «полная стоимость кредита», публикуемая ежеквартально на сайте ЦБ. Эти компании ориентированы на постоянных клиентов.

PDL-компаниям нужно приучать клиента к новым продуктам – более капиталоемким, с меньшей ставкой, регулярными ежемесячными платежами. Для этого нужны пассивы, МФО вынуждены привлекать деньги у частных инвесторов и компаний. Ставки привлечения поднялись с 16% до 18% годовых. Для профессиональных кредиторов возможность взять деньги в долг будет фактором роста, удержания рынка и своей клиентской базы.

Количество компаний в реестре ЦБ уменьшается на 50 в месяц. Большинство не выдерживают резко возросшей регуляторной нагрузки, доходность на капитал резко упала, нужно кратно увеличивать выручку. Мелкие игроки будут консолидироваться или «вставать под флаг» более сильных участников. Разделение МФО на секторы сохранится, но преобладать будут Installment-компании. Офлайн-рынок будет двигаться в глубинку, где нет крупных банков. Онлайн будет развивать платежные сервисы и скоринговые модели.

Виктор ЭсикВряд ли речь идет о потере рынка

Виктор Эсик, Cloud Enablement Desk, Microsoft, эксперт Executive.ru

 

Применительно к МФО вряд ли речь идет о потере рынка. Существенный процент трудоспособных граждан в стране по независящим от них причинам (причина – в недобросовестных работодателях, в ситуации на рынке труда и в условиях выживания в том или ином регионе) не в состоянии предоставить ни справку о доходах, ни так называемый «суррогат». Данная категория граждан в таких условиях останется потребителями услуг МФО.

Просто идет интенсивное перераспределение долей рынка в пользу «инновационных» МФО – тех, кто внедряет онлайн- и облачные технологии, кто способен держать разумный баланс между получаемой маржей и инвестициями, необходимыми для совершенствования онлайн-услуг с прицелом на перспективную долю рынка.

Леонид ДуленковКомпании стали тщательней оценивать риски

Леонид Дуленков, генеральный директор, МФК «Экофинанс»

 

Да, ЦБ действительно планомерно ужесточает условия работы для микрофинансовых компаний. Но действия регулятора являются следствием давно озвученной стратегии, которая известна всем игрокам. Поэтому говорить, что МФО получили «черную метку», не совсем корректно.

Ввиду того, что ставка упала в два раза, компании стали более тщательно оценивать свои риски, а также оптимизировать свои бизнес-модели. В целом это позитивный сигнал как для самой микрофинансовой отрасли, так и непосредственно для заемщиков. Безусловно, многим компаниям придется уменьшить свой аппетит с точки зрения получения прибыли.

Ранее компании в более высокие ставки закладывали риски работы с плохими и проблемными заемщиками, которые не торопились исполнять взятые на себя кредитные обязательства. Безусловно, от действий таких заемщиков несправедливо страдали и хорошие клиенты, для которых ставки также были немного завышены.

Теперь доход на единицу и процентный доход резко упали, и компании могут себе позволить умеренные риски, которые напрямую связаны именно с перестройкой процессов одобрения займов, в результате чего повысится уровень отказов. При этом для онлайн-компаний это менее чувствительно, так как они обладают большим объемом информации – их модель первоначально строилась на детальной оценке клиента, поэтому потеря на рынке МФК минимальна.

Снижение ставок сильно ударило именно по офлайн-рынку, где операционные затраты теперь не компенсируются за счет прибыли от высокого процентного дохода. Содержание офлайн-точек выдачи, офисов, а также большого штата сотрудников становится нерентабельным: с такими расходами будет трудно обеспечить достаточный объем кредитования при текущих бизнес-моделях. Поэтому объем снижается именно в офлайн-сегменте, пострадавшем сильнее всех.

Сами услуги, которые предлагают своим клиентам МФО, по-прежнему остаются  востребованными у населения. Тенденция дальнейшего роста сохраняется. Текущего объема вполне достаточно для развития отрасли. Слабые игроки покидают рынок, их бывшие заемщики делают выбор в пользу более эффективных и прозрачных компаний.

В сегменте займов до зарплаты ставка на текущий момент находится на уровне 1%, сегмент среднесрочных потребительских займов (Installments) работает по ставке около 0,5-0,6%.

Несмотря на жесткое регулирование отрасли и снижение ставок, рынок по-прежнему сохраняет потенциал роста. Впрочем, эффективно работать на этом рынке могут только высокотехнологичные компании, которые умеют из всего входящего трафика выделять действительно качественных заемщиков, риски работы с которыми являются минимальными. Портфели онлайн-компаний продолжают уверенный рост. А успешность МФО определяет, в первую очередь, именно качественный кредитный портфель.

Такой подход позволяет убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, добросовестные заемщики получают удобные финансовые продукты на лучших условиях. Во-вторых, на этом фоне не наблюдается повышения чрезмерной закредитованности населения. Когда граждане бездумно набирают изначально невозвратные долги, от этого проигрывают абсолютно все: сами граждане, финансово-кредитные учреждения, а также экономика в целом, на пути роста которой возникают серьезные барьеры. Финансовая культура в нашей стране постепенно повышается. Это отмечают многие компании, особенно не первый год работающие в микрофинансовой сфере.

Дмитрий ПангинРынок займов физиков «до зарплаты» схлопнулся

Дмитрий Пангин, генеральный директор, penenza.ru

 

Риски кредитования растут с 2014 года, рынок вынужден реагировать. Действия ЦБ лишь ускоряют эти преобразования. МФО больше не будут раздавать деньги «не глядя», в надежде высокими ставками компенсировать потери. Число участников рынка за 2018 год и три месяца 2019 года сократилось до 1994 компаний (примерно на 15%, по данным «Российской газеты»). Но бизнес МФО будет развиваться, потому что востребован и физлицами, и микробизнесом. Кроме того, многие МФО переориентируются с займов до зарплаты на среднесрочные займы, выходят на облигационный рынок, коллаборируются с краудлендинговыми площадками.

У МФО два типичных клиента:

  1. Небогатый россиянин, испытывающий острую потребность в быстром получении денег и не имеющий хорошего залогового обеспечения.
  2. Микробизнес, у которого также нет ни залога, ни поручителя, ни красивой финансовой отчетности.

Банки таких клиентов обычно не кредитуют. Но таких клиентов много. Так что спрос на услуги никуда не денется. И МФО, и краудлендинговые площадки остаются «планом Б» для малого и среднего бизнеса в случае отказа банков.

Максимальную дневную ставку по кредиту ограничили 1%. Плюс ограничили переплату, предельную долговую нагрузку и применение повышающего коэффициента. Поэтому рынок займов физиков «до зарплаты» схлопнулся.

Андрей ПономаревМы видим и другой тренд – растет средняя сумма займа

Андрей Пономарев, генеральный директор, Webbankir

По данным ЦБ, портфель микрозаймов, выданных МФО по итогам 2018 года, вырос в России на 45% в годовом выражении, до 163,6 млрд рублей, при этом количество действующих договоров увеличилось на 44%, до 9,4 млн единиц. Мы прогнозируем, что в 2019 году рост рынка будет меньше. Однако рынок останется в положительной зоне.

В целом компании стали внимательнее относиться к рискам, отсюда уменьшение доли одобренных займов. Также мы видим и другой тренд – растет средняя сумма займа. Например, на нашей платформе она увеличилась по сравнению с прошлым годом на 20%. Причины две. Во-первых, компании активнее работают с уже имеющимися, проверенными клиентами. Во-вторых, на рынок пришли платежеспособные люди, которые ранее пользовались преимущественно банковскими кредитами. Теперь же, когда ставки по потребительским займам уменьшились в 2-2,5 раза, эти клиенты стали пользоваться услугами микрофинансовых компаний.

Услуги МФО необходимы: ведь ситуации, когда деньги нужны срочно, а до зарплаты осталось еще несколько дней, случаются у многих. В условиях ограничения процентных ставок и лимита их максимального начисления к сумме долга работать стало, конечно, сложнее. Поэтому небольшие и неэффективные компании, которые работают в основном в офлайне (и имеют большую затратную часть на содержание офисов), действительно теряют позиции и закрываются. Но это, разумеется, лишь небольшая часть рынка.

Ставки по потребительским кредитам и займам ограничены регулятором на уровне 1% в день, но крупные компании с хорошим запасом финансовой прочности могут позволить себе маркетинговые акции, направленные на привлечение клиентов, когда займы выдаются по более привлекательным ставкам, например, первый заем под 0%.

Ольга ХрипченкоГенератор спроса на услуги МФО – отсутствие дружелюбия со стороны банков

Ольга Хрипченко, директор по развитию, Rebridge Capital

Рост отказов МФО в кредитовании является логичным следствием ужесточения условий Центрального Банка. Это ожидаемая мера, которая призвана оздоровить ситуацию на рынке. И я склонна полагать, что цель будет достигнута. Активность «черных кредиторов» и высокие показатели социальной напряженности плохо влияют на общий эмоциональный фон страны.

Однако важно понимать, что главный генератор спроса на услуги МФО – это отсутствие эффективной коммуникации и дружелюбия со стороны банков. Клиенты часто получают отказы по формальным признакам или из-за недостаточной финансовой грамотности заемщика. Как результат – негативная реакция со стороны банков подталкивает население к МФО, которые прежде выдавали кредиты как горячие пирожки.

В итоге многие россияне оказались под гнетом кабальных процентных ставок. Ужесточение мер оградит население от необдуманного кредитования. Думаю, это удобный момент для оздоровления отрасли. Но глупо думать о том, что МФО потеряют весь спрос или станут неинтересны людям. Интерес сохранится совершенно точно. Для определенных категорий граждан МФО – единственный выход. Население отвернется от МФО только в том случае, если произойдет ослабление банковских требований. Но об этом не приходится говорить.

Роман МакаровМикрозаймы среди населения становятся все популярнее

Роман Макаров, генеральный директор, МФК «Займер»

Речи о том, что МФО начали терять рынок, нет: микрозаймы среди населения становятся все популярнее, в том числе, и за счет законодательного снижения процентной ставки. В подтверждение этого – наша корпоративная статистика: по итогам первого полугодия 2019 года количество обращений за микрозаймами уже превышает аналогичный показатель 2018 года.

Иной вопрос – крупные МФО, в руках которых сосредоточено 2/3 рынка микрозаймов,  озабочены снижением рисков краткосрочного кредитования и снижением издержек. Поэтому значимые игроки выбирают из входящего потока потенциальных клиентов максимально надежных в финансовом плане заемщиков, высокорисковым же дают отказ. МФО взяли ориентир на обслуживание граждан в возрасте от 30 лет, официально трудоустроенных, с регулярным доходом, который стремится к среднему уровню в регионе... Кроме того, кредиторы нацелены на обслуживание своих постоянных, проверенных заемщиков.

Рынок микрозаймов точно не будет потерян крупными игроками: под давлением регуляторной нагрузки уйдут мелкие игроки. Освободившийся же поток потенциальных заемщиков перенаправится к самым устойчивым лидерам рынка, которые обеспечат порядок и прозрачность на рынке микрозаймов.

Александр ВоскобойниковРынок будет укрупняться

Александр Воскобойников, председатель, «Банкербук»

 

Уровень отказов растет по нескольким причинам, и ужесточение регулирования микрофинансового рынка Центробанком – лишь одна из них. Ключевыми причинами являются общий рост закредитованности населения (у многих граждан по несколько действующих кредитов), увеличение количества дефолтов и просрочек платежей, и, соответственно, ухудшение кредитной истории заемщиков.

При этом повышаются риски и для МФО, тем более на фоне запрета займов под залог недвижимости, что оставляет не так много вариантов ликвидных залогов. И если раньше МФО компенсировали гигантское количество неплатежей за счет очень высоких процентов и выдавали займы «не глядя», то теперь они вынуждены более внимательно относиться к заемщикам, их кредитной истории и нагрузке, чтобы не уйти в убытки.

Скорее всего, рынок будет укрупняться, и мелкие МФО будут либо закрываться, либо продаваться крупным сетям. Возможно, в ближайшие годы мы увидим существенную трансформацию рынка микрокредитов, например, смещение в сторону кредитно-потребительских кооперативов или других форматов.



Здравствуйте, Виталий! На рынке микрофинансовых организаций начались системные сдвиги.
E-xecutive.ru


  Реклама  
 

__________________________

   
 
ORENFINANCE.RU
14915071
3299




© PRO-MEDIA 2008