Наш опыт будет полезен как тем, кто планирует ICO, так и тем, кто в них участвует – ведь найти среди множества проектов по-настоящему стоящий зачастую очень непросто. Инвесторы становятся все более избирательными, а рынок ICO, переживший невероятный бум весной – летом прошлого года, постепенно начинает устаканиваться. Это означает, что шансы привлечь значительные инвестиции есть только у действительно серьезных проектов с сильной командой, уникальной глубоко проработанной идеей и умением донести эту идею до своей аудитории.

Почему именно ICO?

ICO не должно быть самоцелью. Для нас размещение токенов было прежде всего способом их распространения. Наша криптовалюта необходима участникам рекламного бизнеса для взаиморасчетов. Изначально все токены принадлежат только BitClave, и один из способов распространить их среди инвесторов и потенциальных клиентов – устроить распродажу.

ICO – это не только инструмент привлечения инвестиций, но еще и способ создать комьюнити, привлечь людей, которые разделяют и поддерживают вашу идею

Важно понимать, что ICO – это не только инструмент привлечения инвестиций, но еще и способ создать комьюнити, привлечь людей, которые разделяют и поддерживают вашу идею, верят в успех проекта и помогают его развивать. Не стоит недооценивать силу такого сообщества, поскольку именно входящие в него люди способны помочь распространить информацию о вашем проекте на начальном этапе, привлечь еще больше сторонников и инвесторов. Reddit, Telegram, Slack, Bitcoin Talk – эти каналы отлично подходят для взаимодействия с комьюнити – как для общения, так и информирования. Делитесь своими новостями и оперативно отвечайте на вопросы сообщества.

При этом важно не забывать про отраслевые конференции, выставки и митапы. Возможность лично пообщаться с инвесторами, ответить на их вопросы и получить обратную связь крайне полезна. Поэтому ни в коем случае не стоит ею пренебрегать.

Очень важно правильно рассказать о своем продукте, донести суть идеи до нужной аудитории

Очень важно правильно рассказать о своем продукте, донести суть идеи до нужной аудитории. Нередко ICO решают провести технические специалисты, которые не умеют смотреть на продукт с позиции инвестора, не сильны в маркетинге и вопросах позиционирования. В этом случае, какой бы крутой и перспективной ни была идея, шансы провести успешное ICO стремительно сокращаются. Поэтому качественный маркетинг – один из основополагающих моментов.

Стоит ли говорить о том, что если вы заинтересованы в привлечении инвесторов из разных стран и регионов, все материалы должны быть переведены на местные языки?

Платформа – важный, но одноразовый продукт

Платформу мы построили сами, так как на тот момент не нашли подходящего решения. С одной стороны, это позволяет контролировать все изнутри, с другой – приходится брать на себя риски в случае, если что-то пойдет не так. По сути, платформа – одноразовый продукт. Использование готовых платформ позволяет сэкономить команде кучу времени, но для себя такую мы не нашли.

А консультанты кто?

Какой бы опытной и профессиональной ни была сама команда, крайне важно привлекать внешних консультантов, обладающих глубокими знаниями по каждому из направлений

Правильный выбор консультантов сыграл важную роль при ICO. Наш продукт требует наличия экспертизы в очень разных отраслях, включая блокчейн, поисковые системы, безопасность персональных данных и принципы работы рекламной индустрии, не говоря уже о знании ICO-рынка и сопутствующих юридических тонкостей. Какой бы опытной и профессиональной ни была сама команда, крайне важно привлекать внешних консультантов, обладающих глубокими знаниями по каждому из направлений. Некоторые рекомендации, полученные от эдвайзеров, помогли по-новому посмотреть на ситуацию и были очень полезны в принятии ключевых решений.

Вместе с тем было непросто найти тех, кто прошел через все «грабли» ICO и готов поделиться в том числе своими ошибками. На рынке много «консультантов», самостоятельно приходивших к нам, чтобы засветиться на сайте и поднять цену своего портфолио. Это настоящая болезнь рынка. Мы старались найти тех, кто действительно мог принести пользу бизнесу.

Часть консультантов начинают активно принимать участие в проекте только сейчас, когда фокус с фандрайзинга сместился на продукт. Реально полезными советами и опытом могут поделиться только люди, основная деятельность которых заключается в ведении реального бизнеса, а не консультировании.

Важный вклад вносят крупные инвесторы. В нашем случае это фонды и в основном синдикаты (объединения инвесторов). Они помогают продвигать проект, знакомя со своими партнерами.

Работа над ошибками

Мы вынуждены работать сразу с тремя крупными международными фирмами, так как кто-нибудь из них постоянно срывает сроки

Были ошибки в работе с юристами. Нас подводили локальные специалисты. В итоге мы вынуждены работать сразу с тремя крупными международными фирмами, так как кто-нибудь из них постоянно срывает сроки. Были мелкие ошибки, когда мы попадали на мошенников, которые предлагали услуги в маркетинге, собирая личные данные в Интернете ради обманных схем. Кроме того, многие предлагали помощь в проведении ICO, а по факту обманывали или были дилетантами. В итоге лучшим вариантом для нас оказалось пройти через все этапы своей командой.

Пара слов про деньги

Собрали столько, сколько и планировали, но получилось сделать это значительно быстрее, чем мы рассчитывали. Мы закладывали месяц на сборы, а по факту интерес к проекту был такой высокий, что все получилось за секунды.

Жизнь после ICO

Краудфандинг потребовал всех ресурсов компании. Только сейчас возвращаемся в полный режим работы над продуктом. Средств хватит. Главное, с окончанием ICO все только начинается. Это тот самый важный этап, когда привлеченные средства должны быть вложены в реализацию идеи, разработку и вывод на рынок продукта, а также развитие бизнеса. Незадолго до продажи токенов мы представили альфа-версию одного из наших продуктов – MatchICO. В ближайшее время выпустим бета-версию продукта и займемся развитием экосистемы, сфокусируемся на привлечении новых партнеров и клиентов.