Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Технология бизнеса  

20.02.2018 :: Технология бизнеса :: «Стрекоза»: как создать себе имя на рынке декора

Десять лет назад Ольга Агеева запустила в Екатеринбурге творческое объединение «Стрекоза», предлагая услуги декоратора разным заказчикам. В итоге в ее портфолио накопилось множество проектов, в Екатеринбурге и соседних городах появились арт-объекты «Стрекозы», а на заработанные деньги предпринимательница открыла рядом с мастерской студию звукозаписи «Битовка».

О том, как ей удалось запустить проект без вложений, с какими трудностями она сталкивается при работе с заказчиками и что ей дает участие в летних фестивалях, Ольга Агеева, основательница творческого объединения «Стрекоза», рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Старт

По образованию я ботаник, долгое время занималась флористикой и ландшафтным дизайном — оттуда все и переросло в декор. Сначала я работала декоратором в разных компаниях, а потом поняла, что все можно легко сделать самой. Начать я хотела с магазина изделий ручной работы и в то же время работать как декоратор, но до магазина дело пока так и не дошло.

Мне нечего было вкладывать, у меня не было команды — я работала одна, выполняя каждый полученный заказ. Гонорары обязательно делились пополам — половина уходила себе в заработок, еще половина — на развитие «Стрекозы». После первого заказа половину гонорара я отдала на печать визиток и макетов. 

Через год у меня появилась мастерская, я смогла закупить все необходимые инструменты и стала вкладываться в рекламу, а на пятый год на деньги, вырученные от «Стрекозы», мы с мужем открыли студию звукозаписи «Битовка».

Запускаться таким способом сложно и стоит только в том случае, если проект не является основным заработком предпринимателя, иначе он умрет с голода. При этом нужно заниматься глобальным поиском клиентов, очень быстро раскручиваться и не лениться.

Я набирала базу клиентов еще со студенчества, работала на фрилансе, накапливала опыт в разных компаниях. Когда я решила уйти с последней работы, у меня уже была своя база заказчиков. Для первого заказа я оформила два этажа в «Доме кино» к Хэллоуину.

Десять лет назад, когда запускалась «Стрекоза», на рынке не было столько декораторов. Только-только возник тренд на промоакции, стало модно делать красивые подарки, оформлять пространства и выгодно выделяться за счет декора. В то время все занимались воздушными шарами, а декорации мало кто делал. 

Процесс

«Стрекоза» — это творческое объединение. У нас есть постоянная команда, которая собирается в особо загруженные моменты, когда мы несколько месяцев работаем без выходных, не выходя с объектов. Так как задачи очень разные, мы также регулярно работаем с внештатными специалистами разного профиля — скульпторами, граффитистами, аквагримерами, флористами, интерьерщиками, графиками, архитекторами и проектировщиками. Многие друзья, с которыми я училась, сейчас организуют мероприятия.

Когда поступает заказ, задача чаще всего возникает нестандартная. Я сажусь и звоню всем своим друзьям, которые могут справиться с заказом. Так мы набираем на проект команду из людей, компетентных в конкретной области.

В Екатеринбурге все специалисты в нашей сфере знакомы друг с другом и приглашают друг друга на разные проекты. Когда у кого-то есть крупный заказ и ребята не справляются, декораторы зовут к нам своих друзей, а те — свою команду. Мы можем внезапно участвовать в другом проекте под другим именем просто как исполнители.

Десять лет назад найти людей под конкретный проект было сложно, а сейчас это очень просто. Часто всего к нам приходят работать студенты из архитектурной академии. Рисовать и лепить они умеют, но не могут, например, сделать Масленицу. Тогда я даю им ее расписывать, а детальной работой занимается кто-нибудь другой. Нужно всегда смотреть людей в деле, потому что они могут очень хорошо рисовать, а заниматься кропотливой работой не умеют. Декоратор — это необязательно художник. Он может вообще не уметь рисовать, но делать может очень красиво.

Однажды для флешмоба мы собирали шестиметровый корабль из бумаги перед несколькими сотнями зрителей, репетировали, извели много ватмана. Среди других наших заказов — пятиметровый картонный робот, пятиметровая арочная овца, пряничный город. За десять лет такие заказы позволили нам сформировать разноплановое портфолио.

У нас в мастерской копится очень много материала — краски, аэрозоли, муляжи, искусственные цветы. Прежде чем сделать макет, мы узнаем, что есть в наличии и что можно докупить. Самый универсальный материал — это пенопласт или пенополистерол. Из него можно вырезать, выпилить и склеить все, что угодно, в любом размере.

Все материалы и инструменты мы храним в небольшой мастерской в центре города. Работаем мы почти всегда на объектах, куда привозим все необходимые материалы. Во-первых, так готовое изделие сложнее сломать, а во-вторых, нам очень сложно содержать мастерскую под те размеры, с которыми мы обычно работаем.

Декоратор всегда занимается ручной работой и работает с огромным количеством материалов в разных областях. Он может заниматься сваркой и ковкой, делать что-то из живых цветов и расписывать стены. Задачи могут варьироваться от небольших статуэток до огромных арт-объектов.

Деньги

Финансовая подушка у нас есть не всегда, это связано с кризисом. Совсем недавно мы смогли добиться равновесия в течение года, чтобы справиться с ярко выраженной сезонностью, но снова случился кризис, и многие перестали заказывать у нас декор. Это не услуги первой необходимости, поэтому мы столкнулись с сильным спадом, и только недавно клиенты стали к нам возвращаться. Было очень обидно, потому что мы только-только приучили клиента не делать декорации своими руками, чтобы сэкономить. Объяснили, что придет специально обученный человек, все подберет, сделает как нужно и по согласованной цене. У нас нет такого, что мы не берем заказы меньше 15 000 — 20 000 руб.

У нас нет зарплаты, мы платим гонорар по факту. Есть заказ и сумма на работу, которая делится на материал и задачи некоторых людей. Со всеми все обговаривается, после чего все выполняют свои задачи.

Если у одного участника была задача на 70%, а у другого совсем небольшая роль, то и оплату они получают соответственно. Можно сказать, что это проектная работа.

В Новый год и крупные праздники параллельно могут выполнятся около десяти проектов. Все происходит в непредсказуемом режиме. Я не знаю, что произойдет у меня через полчаса — один звонок может поменять направление всего дня, и я уже мчусь к заказчику.

Основная проблема, которую мы никак не можем решить в Екатеринбурге, — объяснить заказчикам, что макеты нужно оплачивать. Почему-то считается, что макет — это просто бумажка, которую можно десять раз перерисовать. Очень сложно объяснить человеку, что сотрудник, который рисует ему макет, пять лет учился на архитектора, что ему это не так легко дается, что макет должен быть оплачен, а задание нужно давать более четко, а не «перерисуйте нам еще раз», ведь заказчик не понимает, что это займет у специалиста еще сутки работы. Чтобы не терять заказ, приходится браться за заказ, даже если клиент не хочет оплачивать макет. 

Многие заказчики берут твой макет и относят его другому декоратору. Так как у нас все друг друга знают, если кто-то приходит с чужими макетами, мы всегда сообщаем об этом. По такому заказчику непонятно, оплатил он заказ или нет, непонятно, что за человек к тебе пришел. Такое неоднократно случалось и с нами, и с нашими коллегами.

Оплата идет после согласования макета. Очень редко бывают случаи, когда мы не можем угодить заказчику, не можем найти с ним общий язык, тогда мы передаем его другим декораторам.

Если мы достигли согласия, составляется смета и вносится предоплата в 70% от финальной суммы. Почти все эти деньги идут на закупку материала, транспортные расходы и первоначальную работу. Остальные 30% мы получаем уже после того, как заказчик принял работу.

Клиенты

На нашу работу очень сильно влияет погода. В Тюмени в прошлом году был наплыв насекомых, на улице невозможно было находиться в любое время суток, мы уже думали отказаться от заказа и уехать. В конце концов нашли единственно возможный выход — собрали  четырехметрового жирафа в прозрачной сфере, которую привезли с собой, а потом просто вынесли и установили.

Чаще всего мы работаем с театрами, бизнес-центрами, торговыми центрами, периодически ресторанами, но последние никогда не задерживаются в списке клиентов надолго, потому что очень быстро закрываются и сменяются новыми. Есть компании, которые работают с нами каждый год. Например, в сети продуктовых магазинов мы декорируем хлебный отдел муляжами и злаками, в овощном отделе ставим гигантские яблони, которые растут прямо из прилавков. В Тюмени третий год стоит наш лесной человек, которого мы сделали из коры и множества других материалов. Каждый год я приезжаю и немного чиню его.

Для частных заказчиков мы почти всегда оформляем свадьбы, юбилеи, корпоративы и мастер-классы. У нас на сайте нет таблиц и прайсов, но есть весомое портфолио, которое постоянно пополняется — я выкладываю новые достойные работы, которые хотела бы показать. Отклики отслеживаю в Instagram, Facebook, во «ВКонтакте». Часто люди звонят и говорят, что видели нашу работу в городе и хотят заказать что-то для себя.

В Екатеринбурге накопилось много наших арт-объектов, которые сохраняются уже несколько лет. Например, есть ресторан с соломенной крышей, которую мы уже десять лет чиним и постоянно обновляем.

Я регулярно учучь, знакомлюсь с новыми людьми, добавляю новые услуги и сообщаю об этом своим заказчикам. Сейчас я учусь каллиграфии, в прошлом году училась делать кукол-марионеток. Например, тем, кто регулярно заказывает декор к Хэллоуину, я говорю, что окончила курсы спецэффектов и грима и могу делать разные шрамирования.

Иногда мы рассылаем список наших предложений на Хэллоуин, День Святого Валентина и 8 Марта. На Новый год рассылку не делаем — и так едва справляемся с заказами.

Очень часто все происходит так: нам звонят и просят сделать заказ «уже вчера», приходится все бросать, не спать, перебрасывать людей на другие проекты. Если у нас достаточно времени и это не самый пиковый сезон, то сначала мы делаем макет, подбираем материалы и спокойно согласовываем проект с заказчиком.

Самые интересные проекты в городе мы делали с подачи городского издания Just Media. Эти ребята придумывают задачу и продвигают ее, мы воплощаем их идею в жизнь. В последнее время Екатеринбург становится довольно благоприятным пространством для декораторского бизнеса, люди начинают просыпаться после кризиса и снова что-то заказывают. Чаще всего нас рассматривают как готовый проект с хорошими рекомендациями, в частности, благодаря нашей студии звукозаписи.

Летом мы уезжаем на фестивали — уже были на фестивале «Небо и Земля» в Тюмени, в Грушинской поляне на Волге на фестивале «Протока», на фестивале INAYA в Башкирии. Лето мы начинаем расписывать еще в апреле. Участие в фестивалях — это отдых, воплощение идей, хорошие гонорары и возможность найти новых клиентов. Часто гости и участники, видя меня на одном фестивале, потом приглашают на другой.



 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11006013
288




© PRO-MEDIA 2008