![]() |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|
26.09.2012
:: Технология бизнеса :: Кризис: стелим соломку заранее
Эта статья основана на рекомендациях, которые я делал в рамках своего прогнозного сервиса в мае-июле 2012 года. Экономисты, ожидающие второй волны кризиса, напоминают генералов, готовящихся к предыдущей войне. Согласно Модели развития технологической цивилизации, на основании которой был спрогнозирован кризис 2008 года, это будет не вторая его волна, а выход западного кризиса за преимущественно экономические рамки и начало Смутного времени – Второй Тридцатилетней войны. Сейчас и теория, и хронология, и отраслевые детали этой Смуты уже достаточно хорошо детализированы. Однако у практиков возникают закономерные вопросы о том, как подготовиться к этому и что делать дальше. Мне как консультанту по стратегии руководители начали задавать вопросы об этом еще в 2008 году, после публикации прогноза о том, что тогда это был не финансовый и не экономический кризис, а экономическая прелюдия к Смутному времени. Сейчас же, когда о новой волне кризиса не говорит только ленивый, тема подготовки особенно актуальна. На тактическом уровне подготовки вполне эффективным будет традиционное управление рисками предприятия. Рекомендую провести стресс-тесты и по их результатам заранее сформировать внутренние страховые резервы. Приблизительные условия, для которых необходимо проводить стресс-тесты:
При этом нужно учитывать ряд следующих отличий:
К какому сроку турбулентной нестабильности готовиться в проводимых стресс-тестах? Примерно на 2,5–3 месяца. После этого нестабильность никуда не исчезнет, но станет ламинарной, то есть более прогнозируемой отраслевыми методами анализа. Кроме того, при благоприятном стечении обстоятельств уже спустя три месяца после начала обвала начнут проявляться стратегические, долгосрочные преимущества национальной экономики. Стресс-тесты позволят заранее определить наиболее слабые места конкретного предприятия, над которыми и нужно начинать работать уже сейчас. Понятно, что большую часть рисков не удастся переложить на контрагентов или страховщиков. Для этих рисков придется формировать внутренние страховые резервы за счет следующего:
На стратегическом уровне необходимо заранее определить, какие инвестиции и в какие отрасли и страны будут более востребованны, а какие нет. И здесь только бизнес-прогнозированием не обойтись – нужно понимание основ цивилизационного анализа. Например, то, что после кризиса станет выгоднее производить, а не продавать, как и развитие внутреннего туризма и серьезные проблемы у внешнего туризма и авиаперевозчиков, было понятно еще до начала кризиса 2008 года. Сейчас же, в связи с выходом кризиса за преимущественно экономические рамки, следует ожидать более масштабных резких изменений. Вместе с тем, даже с началом экономических блокад и боевых действий, рыночная экономика никуда не денется, ведь спрос, пусть и в сокращенном виде, все равно останется. И от того, насколько точно конкретное предприятие сможет заранее предвидеть развитие ситуации после обвала, будут зависеть его дальнейшие перспективы. Пример. О «новом витке глобализации» сейчас говорят почти так же, как раньше о том, как «космические корабли бороздят просторы вселенной». В том или ином виде тезис «развитие глобализации» присутствует в стратегии практически каждого предприятия, причем, чем больше предприятие, тем большее значение придается этой теме. Но глобализация уже прошла свой максимум и пока постепенно (а затем резко) сменяется обратным ей процессом – регионализацией. Те, кто не успеет вовремя переориентироваться, просто будут вынуждены покинуть рынок. Но временной лаг для переориентации крупных предприятий намного больше, чем горизонт современного бизнес-прогнозирования. Поэтому использование только отраслевых методов анализа и прогнозирования перед выходом кризиса за преимущественно экономические рамки представляется недостаточным. Без использования методологии более общего и долгосрочного цивилизационного анализа большинство предприятий снова неизбежно наступит на те же грабли, что и в 2008. Полный авторский вариант статьи, опубликованной в журнале «Генеральный директор», сентябрь 2012 |
|
||||||||||||||||||||||
![]() |