Бизнес услуги

кадрыФИНАНС


Контактная информация:

Оренбург :: PRO-MEDIA

ул. Комсомольская, д. 32

+7(3532) 78-14-20
+7(3532) 78-38-13
8 922 5515555

sov_design@mail.ru

  Финансы  

26.04.2018 :: Финансы :: Налоги: главное – маневры

Как в ближайшие годы в нашей стране может измениться система налогообложения физических лиц? Портал Finversia.ru разбирался в некоторых возможных вариантах.

До момента, когда в России появится новое правительство, осталось меньше месяца. На днях нынешний российский премьер Дмитрий Медведев констатировал, что 7 мая, после инаугурации главы государства, действующий кабмин уйдет в отставку. Гадать над тем, насколько сильно поменяются фигуры во вновь сформированном составе, дело неблагодарное. Но можно с большой долей вероятности утверждать, что в любом случае стране предстоит пережить ряд новых реформ, которые, так или иначе, негромко анонсировались до президентских выборов. В числе прочего это касается так называемого «налогового маневра» для граждан. Как ранее писал «КоммерсантЪ», до выборов Владимир Путин запретил чиновникам публично обсуждать несогласованные положения налоговой реформы.

Понятие «налоговый маневр» в последние годы чаще всего употреблялось в отношении нефтяного сектора. Однако сейчас в прессе оно все чаще стало фигурировать в связи с изменениями в системе налогообложения, которые прямо или косвенно касаются физлиц.

Проценты из кармана

«Гвоздем» программы обещает стать рост налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15%, вероятность которого «маячит» уже давно. В конце марта такое развитие событий, в частности, допустил вице-премьер Аркадий Дворкович. «Это число – 13% – тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел. <…> Ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго, и если дополнительные 2% будут направляться, например, на здравоохранение, это точно будет в плюс», – цитировали высокого чиновника СМИ.

Действительно, лишняя тысяча при зарплате в 50 тысяч рублей для человека погоды не сделает. Все согласны?

«Большинство влиятельных людей, судя по всему, склоняются к тому, что НДФЛ уже можно повышать»

Не согласен, видимо, Антон Силуанов, глава Минфина РФ, который недавно выразил скептическое отношение по поводу повышения налоговой нагрузки на граждан. По его мнению, такая мера не сильно увеличит количество налоговых поступлений. «Считаю, что мы имеем и по другим направлениям совершенствования налоговой системы возможности дополнительного привлечения ресурсов в бюджетную систему», – цитировали министра журналисты.

Как говорит Евгений Сивушков, директор направления услуги в области индивидуального налогообложения PwC Россия, в отношении НДФЛ есть несколько вариантов развития событий. Первый – оставить все, как есть. За этот вариант выступают некоторые авторитетные экономисты. «Впрочем, большинство влиятельных людей в нашей стране, судя по всему, склоняются к тому, что НДФЛ уже можно повышать», – уточняет эксперт.

Рассматривается два варианта такого повышения. Один – это введение прогрессивной шкалы НДФЛ. В актуальном виде эта идея сейчас материализована в виде законопроекта, предложенного депутатами-коммунистами, который пока находится на рассмотрении Госдумы. «Но по аналогии с судьбой предыдущих аналогичных инициатив есть вероятность, что введение прогрессивной шкалы не найдет поддержку в правительстве», – отмечает Евгений Сивушков.

Второй возможный сценарий – оставить плоскую шкалу, но поднять НДФЛ с существующих сегодня 13% на 2-3%. «Вероятность того, что новое правительство выберет именно этот вариант, на мой взгляд, намного выше, – считает Евгений Сивушков. – Более того, это может быть увязано и с другой инициативой, которая обсуждалась в экспертном сообществе, – переложить на физических лиц часть страховых взносов в пенсионный фонд, установив его в размере 1-2%». Сейчас тема взимания страховых взносов с физлиц не находится в фокусе дискуссии, но вполне возможно, что такой «маневр в комплексе», по словам эксперта, будет реализован уже в осеннюю сессию. «Причем в едином пакете с еще одной мерой – повышением пенсионного возраста. Таким образом, можно предположить, что с начала 2019 года мы будем жить уже по новым правилам», – прогнозирует Евгений Сивушков.

Александр Нечаев, руководитель проектов Mikhailov & Partners Private Services Group, при этом уточняет, что если ставка НДФЛ все же будет повышена на несколько процентов, то одновременно с этим, скорее всего, будет установлен некий минимальный уровень доходов, который вообще не будет облагаться налогом.

Второй фронт

Еще одна инициатива, которую в марте прошлого года в свою очередь транслировал Антон Силуанов, касается снижения ставки страховых взносов с 30% до 22% с одновременным повышением НДС с 18% до 22%. Об этом наш портал уже достаточно подробно писал.

«Снижение отчислений в фонды сделает менее доступными соответствующие услуги, а значит, снизит социальную защищенность граждан»

Казалось бы, данная мера, в первую очередь, касается работодателей. Однако она, по мнению многих экспертов, довольно жестко ударит в первую очередь по населению. «Если будет увеличен НДС, то вырастут розничные цены. То есть, ускорится инфляция. Если будет увеличен НДФЛ, мы будем платить со всех доходов более высокие налоги. Обещанный налоговый маневр, который заключается в пропорциональном уменьшении отчислений в фонды медицинского и социального страхования, теоретически должен компенсировать выпадающие (за счет выросшего НДФЛ) доходы граждан. Но фактически это не совсем так – снижение отчислений в фонды сделает менее доступными соответствующие услуги, а значит, снизит социальную защищенность граждан», – считает Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам».

Антон Калинин, начальник отдела развития спецпроектов «БКС Премьер», говорит, что цель существующих предложений, связанных с повышением ставок НДС и НДФЛ, по сути, представляется вполне разумной и оправданной. «Это увеличение доходной части бюджета РФ. Но нужно понимать, что обратной стороной такого повышения может стать тенденция к применению серых зарплатных схем, получения «теневых» доходов и пр. То есть, это все то, с чем правительство долго боролось за счет введения плоской шкалы налогообложения НДФЛ и снижения ставки НДС», – сказал Антон Калинин. Впрочем, он допустил, что в этой борьбе (по мнению чиновников) сейчас уже достигнута та точка, когда повышение налогов может не привести к существенным негативным последствиям.

Для клиентов финрынка

Если говорить не о перспективах, а об уже наступивших в этом году изменениях, то тут основным нововведением как говорит Александр Нечаев, являются изменения в сфере налогообложения материальной выгоды. Материальная выгода может возникнуть у физического лица при покупке ценных бумаг, товаров и услуг, а также при получении кредитов и займов.

До 2018 года, если человек получил займ или кредит, ставка которого была ниже 2/3 ставки рефинансирования Банка России для займов в рублях или 9% для займов в валюте, считалось, что он получил доход в виде экономии на процентах. То есть материальную выгоду, с которой нужно уплатить налог с разницы между нормативным значением ставки процента и ставкой по полученному займу. «С 2018 года ситуация поменялись. Теперь у физических лиц стало меньше оснований для возникновения у них экономии на процентах. Материальная выгода может возникнуть только в случае, если договор займа заключен между взаимозависимыми лицами. Таким образом, вступление в силу указанных поправок, существенно упростит жизнь налогоплательщикам, кредитующимся в валюте в российских и иностранных банках», – объясняет Александр Нечаев.

Не менее важным нововведением для физлиц является изменение порядка налогообложения купонного дохода и дохода в виде дисконта, возникающего при погашении облигаций российских эмитентов, номинированных в рублях и выпущенных после 1 января 2017 года.

Доход в виде дисконта возникает в том случае, если стоимость приобретения таких облигаций ниже суммы, выплачиваемой при погашении облигации, то есть ниже номинала облигации. С 2018 года такой дисконтный доход, возникающий при погашении упомянутых облигаций, не подлежит налогообложению. «На российском рынке уже достаточно много облигаций, подпадающих под названные критерии. И российские инвесторы, купившие с дисконтом такие облигации, при их погашении будут освобождены от уплаты НДФЛ в отношении полученного дисконтного дохода», – говорит топ-менеджер M&P Private Service Group.

Что касается купонного дохода, то с 2018 года НДФЛ с купонных выплат по облигациям российских эмитентов, номинированных в рублях и выпущенных после 1 января 2017 года, будет уплачиваться только в случае, если выплаченные по облигациям проценты (рассчитанные исходя из их номинальной стоимости) превышают ставку рефинансирования Банка России, увеличенную на 5%.

НДФЛ в этом случае будет уплачиваться с разницы между ставкой купонного дохода и ставкой Банка России, увеличенной на 5%. Это означает, что при ставке рефинансирования равной 7,25%, купонные доходы по ставке, не превышающей 12,25% от номинала, не будут подлежать налогообложению. «Следует отметить, что на облигации, выпущенные до 1 января 2017, указанные льготы не распространяются», – уточняет Александр Нечаев.

По словам Антона Калинина, изменения в налогообложении материальной выгоды, купонного дохода, дисконта при погашении облигаций, направлены в первую очередь на повышение инвестиционной привлекательности именно российских ценных бумаг. «Новые регламенты создают стимулы для вложения свободных денежных средств частных инвесторов в экономику, в определенной степени предоставляя компаниям и инвесторам возможность диверсификации источника и условий инвестиций, а также предоставления альтернативных возможностей для инвестирования. Такая тенденция говорит о заинтересованности правительства в развитии частного инвестирования и капитала в РФ», – высказывает мнение Антон Калинин.

Между тем на недавно прошедшем Столыпинском форуме, в рамках которого состоялся отдельный круглый стол, посвященный вопросам налогообложения, его участники отмечали, что налоговая система в России нуждается не в «маневрах», а в коренных преобразованиях. По мнению Бориса Титова, бизнес-омбудсмена, председателя Наблюдательного совета Института экономики роста им. Столыпина П. А., налоговая система в России сегодня не способна обеспечить условия для экономического роста, социально-экономического развития и устранения избыточного неравенства доходов населения. По сути, по его словам, сейчас полноценно выполняется только одна из трех основных функций – фискальная. Омбудсмен предложил внедрить в стране систему в формате Smart Taxes («умные налоги»), которая позволит гибко перераспределять нагрузку между группами населения, отраслями и регионами с разными доходами. Например, повышать нагрузку на бизнес в секторах с избыточной прибылью и снижать в развивающихся отраслях.

Владимир Миронов
Finversia.ru


 Реклама  
 

__________________________

  
 
ORENFINANCE.RU
11449435
3442




© PRO-MEDIA 2008