Сотрудники ГИБДД уже давно пытаются отказаться от выездов на дорожные аварии, где пострадало только «железо». Похоже, их мечта начинает сбываться: с 1 июня 2018 года вступают в силу новые правила оформления ДТП по европротоколу, еще более облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции. А пострадавшим автомобилистам?

ДТП без гаишника

Доля водителей, оформляющих ДТП в упрощенной форме, то есть без вызова сотрудников ГИБДД, постоянно растет: в 2015 году европротокол применялся в четверти случаев, в 2016 году — в 30%, в 2017-м — 33%. Но дело, скорее всего, не столько в нежелании автовладельцев часами дожидаться гаишника посреди дороги, перегораживая проезжую часть, сколько в нежелании самих гаишников заниматься этой «мелочевкой».

Еще в ноябре 2016 года СМИ писали, что глава МВД Владимир Колокольцев подготовил внутренний приказ по ведомству, согласно которому водители и страховщики при мелких авариях обязаны разбираться сами, без участия полицейских. Официально об этом объявлено не было, но по факту так оно и происходит: при звонке в ГИБДД участники аварии чаще всего слышат: «Жертвы есть? Нет? Разбирайтесь сами — оформляйте европротокол».

С расширением лимита по европротоколу вдвое — с 50 тыс. до 100 тыс. рублей с 1 июня 2018 года — поводов отказаться ехать на ДТП у гаишников будет гораздо больше

С расширением лимита по европротоколу вдвое — с 50 тыс. до 100 тыс. рублей с 1 июня 2018 года — поводов отказаться ехать на ДТП у гаишников будет гораздо больше. И, учитывая общую тенденцию, они точно будут пытаться это сделать. Однако, если участники аварии будут настаивать на приезде сотрудника автоинспекции, он будет обязан приехать. Вот только ждать его, скорее всего, придется полдня. Так явочным порядком автомобилистов приучают справляться самостоятельно.

Солидарность с ГИБДД, как ни странно, проявляет и Минфин. «Мы за либерализацию рынка  ОСАГО, в конечном итоге надо прийти к тому, чтобы европротокол оформлялся всегда, когда нет ущерба здоровью», — заявил в феврале замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. Так что скоро, похоже, автовладельцев переведут на полное «самообслуживание» в вопросах оформления ДТП без пострадавших по жизни и здоровью.

Европротокол разногласий

С июня формально вступает в силу и второе важное изменение условий оформления ДТП без полицейских: разрешение применения европротокола при наличии разногласий у сторон. Раньше европротокол можно было применять, только если в ДТП участвовали два автомобиля и оба водителя согласились относительно обстоятельств произошедшего. Теперь же появятся даже новые бланки извещений о ДТП (они будут выдаваться страховщиками с 1 июня 2018 года), где отведено место под описание имеющихся разногласий. Российский союз автостраховщиков (РСА) напоминает, что заполнить бланк извещения о ДТП участники должны совместно и оба обязаны подписать документы.

Их обязательно нужно будет зафиксировать, причем не только в извещении, но и с помощью технических средств контроля, установленных на автомобиле, и не допускающих внесения изменений в информацию. Вторым вариантом — и это тоже новшество — является возможность фиксации обстоятельств ДТП через сертифицированное РСА мобильное приложение. С его помощью можно проверить действительность полисов ОСАГО и сфотографировать автомобили и их повреждения на месте ДТП.

Разработкой такого приложения занимается, в частности, и Банк России, но процесс пока не завершен. У РСА уже есть приложение, но оно не запущено, так как находится в стадии доработки. Поэтому пока эта норма существует только на бумаге.

«Несмотря на то что закон об ОСАГО не возлагает на РСА обязанность разработать к какому-либо определенному сроку мобильное приложение, союз в интересах страхового сообщества и автомобилистов взял на себя задачу выработать и согласовать со страховщиками приложение, функционал которого позволит максимально объективно отразить обстоятельства ДТП. Работа уже прошла начальную стадию, запуск приложения будет возможен после согласования Банком России требований к этому программному обеспечению», — рассказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Второй камень преткновения, который пока ограничивает реальное расширение условий применения европротокола, — технические требования к устройствам контроля, позволяющим оформлять ДТП в упрощенной форме. Они разработаны Минтрансом РФ и утверждены федеральным правительством (постановление правительства РФ № 1002 от 01.10.2014). Устройства должны обеспечивать фиксацию даты, времени, координат, скорости и ускорения транспортного средства в момент ДТП, а также интеграцию данных средств контроля с системой оперативного вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».

Предполагается, что в течение десяти минут после аварии потерпевший должен нажать кнопку на терминале «ЭРА-ГЛОНАСС», и страховщику уйдут телеметрические данные об обстоятельствах ДТП. Не позднее чем через 60 минут водителю нужно зафиксировать на фото или видео повреждения, номера машин и их расположение с привязкой к местности, а также прочие следы и предметы, относящиеся к ДТП. Такие устройства, пожалуй, действительно смогут заменить реальных полицейских. Но только пока вся эта система не работает. Именно из-за этого буксует и объявленный еще в 2014 году эксперимент по безлимитному (в рамках закона об ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей) европротоколу в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Игорь Юргенс подчеркивает, что страховое сообщество заинтересовано в максимально оперативном запуске фактического применения как устройств «ГЛОНАСС», так и мобильного приложения. Объективная фиксация данных, которая будет содержать фото поврежденных частей автомобиля, крупный и общий планы места ДТП, позволит максимально справедливо отразить картину ДТП и значительно упростит механизм осуществления страховых выплат.

Страховщики не исключают, что на начальном этапе действия нововведений количество споров между страховщиками и водителями возрастет

Страховщики не исключают, что на начальном этапе действия нововведений количество споров между страховщиками и водителями возрастет. Но рассчитывают, что, когда процедура оформления с помощью технических средств станет привычной, а требования по существу станут понятными автовладельцам, данный механизм также станет востребованным и значительно облегчит как оформление ДТП водителям, так и осуществление выплат представителям страховых компаний.